Достижимо ли гендерное равенство в российской семье

Вопрос распределения прав и обязанностей в семье, возможностей и ответственности при выполнении основных семейных функций является одним из самых спорных, но вместе с тем, очень важным в современных условиях. Учёные факультета социальных наук Университета Лобачевского уже много лет занимаются исследованиями, касающимися сферы родительства и распределения родительских функций. Со слов доцента кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Надежды Егоровой, так называемая традиционная, или патриархальная ролевая семейная структура все чаще подвергается критике и пересмотру в представлениях различных социальных групп. «Формула известного американского социолога 20-го столетия Толкотта Парсонса, очень популярная вплоть до конца века, где «роль женщины состоит, прежде всего, в выполнении ее семейных функций в качестве жены, матери и домашней хозяйки, в то время как роль мужчины осуществляется в профессиональном мире, на работе…» все менее приемлема в современных, в том числе российских условиях, предполагающих активную вовлеченность женщин в сферу трудовых отношений», – комментирует Надежда Егорова Альтернативой такого варианта распределения ролей и власти в семье все чаще выступает эгалитарная модель, основа которой – равенство и партнерство в сфере супружества и родительства. В то же время, движение к равенству – не легкий процесс, требующий ответа на главные вопросы исследования: на что хотят пойти и что готовы менять как женщины, так и мужчины? Достижимо ли гендерное равенство в российских реалиях? Выводы учёных построены на исследованиях: анкетном опросе студентов третьего и четвёртого курсов нижегородских вузов («Представления студентов о роли отца», N=472) и глубинном интервью с мужчинами в возрасте от 24 до 57 лет, имеющими детей («Социальные практики отцовства в современной российской семье», N=46), проведённых авторами в 2017–2019 годах. Результаты исследований показывают, что мнение большинства студентов одинаково, родительство – обязанность обоих партнеров. И юноши (78%), и девушки (89%) в целом с этим согласны. «Однако, демократизация семейных отношений происходит разными темпами, необходимость разделения родительской ответственности наиболее выражена во взглядах девушек, чем юношей. Последние больше ориентированы на традиционные ценности, например, чаще считают, что отцу не обязательно быть включенным в повседневную заботу о ребенке, он воспитывает его своим примером (степень согласия с суждением у юношей – 40%, у девушек – 23%). По мнению девушек, наоборот, мужчина должен разделять с женщиной обязанности по уходу за ребенком (86% против 74%)», – комментирует Елена Рябинская, социолог кафедры общей социологии и социальной работы В практиках семей опрошенных отцов большинство придерживаются традиционной модели распределения родительских и в целом семейных обязанностей. В то же время, современные мужчины вынуждены приспосабливаться к активной занятости женщин на рынке труда, чаще вовлекаться в семейные процессы, в том числе в воспитание детей. Исследования учёных ННГУ показывают, что роль отца предполагает широкий набор обязанностей, подразумевающих всестороннее участие мужчины в жизни ребенка на разных этапах его взросления. «Уже состоявшиеся отцы осознают важность и ценность отцовского участия в воспитании детей. Помимо выполнения традиционных, патриархальных ролей кормильца, дисциплинатора, «имиджмейкера» и защитника семьи на публичных площадках, сегодня отцы акцентируют внимание на родительской ответственности, непосредственном вкладе в присмотр и занятия с детьми, на гигиеническом уходе, совместных играх, передаче жизненного опыта, становится значимой практика активной вовлеченности мужчин в сферу родительства», – констатирует ассистент кафедры общей социологии и социальной работы Алина Янак Учёные Университета Лобачевского доказали, что готовность молодых людей включаться в процесс воспитания и ухода детей есть у всех, но – дифференцированно. «Деятельность, связанная с организацией досуга ребенка на протяжении всего этапа взросления, оказывается для юношей более привлекательной, чем рутинная, ежедневная, обеспечивающая постоянный уход за маленькими и подрастающими детьми. Эта работа должна, по всей видимости, оставаться за женщиной. Здесь сказывается преемственность во взглядах молодых людей на родительство», – продолжает пояснять выводы исследования Елена Рябинская. Так, в зоне компетентности матерей опрошенных студентов находились исключительно повседневные обязанности по уходу за ребенком и его воспитанию, а в зону компетентности отца в основном включались обязанности, связанные с организацией досуга ребенка. Исследования учёных доказывают, что девушки опять оказываются более требовательными к родительской роли мужчины, чаще считая, что все указанные действия должны быть неотъемлемой частью ролевого набора отца. Благодаря исследованиям, учёные Университета Лобачевского доказали и ещё один важный аспект, связанный с процессом воспитания, касаемо выстраивания отношений с детьми разного пола. Большинство студентов считают, что объем внимания, уделяемого ребенку, не должен зависеть от того, мальчик это или девочка. Тем не менее, когда речь заходит о конкретных действиях, взгляды на степень участия мужчины в воспитании дочери и сына несколько различаются. В реальных практиках отцов эта разница становится и более существенной, и более объяснимой. В целом мужчинам легче адаптироваться к родительской роли во взаимодействии с мальчиками, понятнее, как выстраивать свое поведение с ними. Мужчины считают, что смогут самореализоваться и самоидентифицироваться в роли отца, прежде всего, в процессе воспитания сына, поскольку стремятся к самопроекции в нем, хотят быть для него примером, прививать «мужские» умения и интересы, общаться «на равных». «С сыном проще… Парень есть парень. Общих интересов-то много: и с железом поковыряться, и спорт, и что-то другое еще. Папа умеет? Умеет. Папа научит? Научит», – говорит один из отцов Отцы с осторожностью, трепетом отзываются о дочерях, считая, что в общении с ними больше сложных нюансов, к ним требуется более внимательный, гибкий и мягкий подход. Со слов отца четверых детей: «Я очень строгий… И… мне очень сложно было, когда у нас появилась доча, перестраиваться после трех пацанов… Это армия: «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!» А девочка – это другое. Поэтому на первых порах мне супруга даже кидала психологические статьи, ссылки о том, как любить дочу, как с ней нужно разговаривать…» «Они сознательно ставят себя на второстепенные позиции в отношении девочек, вменяя заботу о них матерям», – продолжает Алина Янак. Нижегородские ученые доказали, что движение к эгалитаризации в сфере родительства становится все более заметным как на уровне представлений, так и в реальных практиках семей. Но процесс этот противоречив и неравномерен. «Мы, скорее, наблюдаем постепенное включение мужчин в родительство, нежели осознанную готовность к равенству в этой сфере», – говорит в заключение Надежда Егорова Доказанная исследованиями нижегородских учёных разница в целях и процессе социализации мальчиков и девочек, скорее будет и в дальнейшем способствовать воспроизводству традиционной/патриархальной модели семьи и родительства. Результаты исследований опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Достижимо ли гендерное равенство в российской семье
© Русская Планета