Ещё

Минпросвещения: только четверть школ в России готовы к дистанционному обучению 

25% школ в России готовы к дистанционному обучению
Фото: Парламентская газета
Переходить полностью на цифровое образование в России не стоит, но нужно, используя опыт пандемии, подготовить всё необходимое, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств оперативно перевести школы и вузы на удалёнку. Пока что к такому повороту событий готовы лишь 25 процентов российских школ, а 47 процентов учителей просят помочь им в преподавании видеоуроков. Об этом сообщил вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, выступая на заседании Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов.

Парламентарии проверят, чему учат в «цифровых» школах

Мало кто ожидал, что Россия наряду с Сингапуром будет признана лучшей страной в организации обучения во время пандемии, — таковы данные организации экономического сотрудничества и развития (). На заседании совета по нацпроектам 13 июля подчеркнул, что кадровый, технологический и организационный потенциал нашего образования является конкурентным преимуществом России — его надо использовать, чтобы войти в число мировых лидеров по качеству образования и по объёму научных исследований. Одним из шагов на пути к этому, как считает Андрей Турчак, станет развитие обучения на удалёнке как вспомогательного инструмента.
При этом вице-спикер уверен: дистанционное образование ни в коем случае не заменит традиционного общения ученика и педагога. А попытки связать развитие цифровых технологий с тотальным переходом на «дистанционку» следует расценивать как откровенные провокации против государства.
Между тем уроки на удалёнке выявили целый ряд пробелов, которые, как выразился глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи , следует устранить и технически, и законодательно. И если вопросы статуса и порядка электронного обучения уже решены, то проблема содержания цифрового образования находится в «серой зоне» — «цифрошколы» открываются, но на анализ контента их программ пока элементарно не хватило времени. Как и на то, чтобы разработать единые требования к разработке и сертификации онлайн-курсов, которые массово плодятся в период самоизоляции.
На это обратил внимание глава  — по его словам, сегодня всякая «говорящая голова» в Интернете может назвать свои рассуждения обучающим курсом. Поэтому депутаты и сенаторы вместе с экспертами договорились проанализировать обучающие программы, определить стандарты для разработки онлайн-курсов и даже запустить отдельную программу по стимулированию создания таких курсов.

Почему в Пскове «ловят» Интернет из Прибалтики

Более жёстко стоят проблемы внешние: как сообщил Турчак, лишь 25 процентов из 40 тысяч российских школ сегодня оснащены всем необходимым, чтобы в случае ЧС перейти на цифровое обучение. При этом 47 процентов педагогов в ходе пандемии отметили, что им требуется помощь, чтобы вести видеоуроки. В Минобрнауки уже заявили о разработке ускоренных курсов повышения «цифровой» квалификации вузовских преподавателей, в Минпросвещения — о стартовавшем проекте «Волонтёры просвещения», когда студенты старших курсов помогают учителям осваивать IT— технологии. А глава Минцифры Махсуд Шадаев, в свою очередь, заверил, что к концу года скоростной Интернет появится во всех школах страны, включая 27 тысяч сельских учреждений образования.
Между тем  заострил тему перебоев с интернет-связью в некоторых регионах — без решения этих вопросов даже предоставление индивидуальных планшетов учителям, анонсируемое Минцифрой, будет «выстрелом в молоко». Причём не хватает трафика не в глухомани, а на приграничных территориях в европейской части страны. Например, в Псковской или Калининградской областях жители «ловят» устойчивый Интернет не от российских операторов, а из Эстонии и Латвии!
Как подтолкнуть наших операторов связи работать на экономически не интересных для них территориях? Министр Шадаев считает, что проблему интернет-связи можно решить за счёт того, что теперь операторы обязаны предоставлять физлицам универсальный пакет услуг, включая мобильную передачу данных. Однако такой ответ вице-спикера Совета Федерации явно не устроил — пакет мобильного Интернета ограничен определённым количеством гигабайтов и выход за его пределы ударит по кошельку людей. Поэтому парламентарии договорились с Минцифрой, что ведомство представит подробный расклад, где и сколько трафика не хватает, чтобы провести совещание с представителями операторов связи.
И ещё. Практически всё цифровое обучение в России осуществляется сегодня на зарубежных платформах. Это, по словам Турчака, является прямой угрозой безопасности страны. В Минцифре говорят, что пока адекватного по мощности «движка» у нас нет. Но министерство инициировало совместно с ведущими российскими компаниями разработку отечественной образовательной платформы, на которой можно удобно и без сбоев вести чаты, видео— и аудиоконференции. Время окончания работы пока не уточняется, но затягивать с этим явно никто не намерен: по решению Правительства, уже с сентября этого года начнётся эксперимент, в ходе которого 14 регионов начнут внедрять у себя цифровую образовательную среду.
Видео дня. Диетологи рассказали, кому вредны баклажаны
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео