«Отложи смартфон!»: как подружить ребенка с книжкой
Разобраться в этом помогла детская писательница Юлия Кузнецова, автор пособия «Расчитайка. Как ребенку помочь полюбить чтение» и множества статей по теме и курсов детского чтения. - Ребенок переживает два важных кризиса чтения. Первый, «младший», в 5 - 7 лет. Малыш уже выучил буквы, складывает слоги в слова. Но перейти сам к чтению пока не может, - объясняет Юлия Кузнецова. - В этом возрасте родители часто заканчивают читать вслух. Считают, что сын или дочка уже могут сами. Важно, однако, поддержать их и не менять привычек. Второй кризис, «школьный», случается в возрасте 10 - 12 лет. У ребенка увеличивается учебная нагрузка, а еще ведь есть игры с друзьями и гаджеты. При этом произведения из школьной программы зачастую неинтересные и написаны сложным языком. Здесь надо помочь выстроить распорядок дня, ввести правила пользования гаджетами - настройте функцию «Родительский контроль», с помощью которой можно ограничить время, проводимое у экрана. Но главное - снова будьте товарищем в чтении: сходите вместе в книжный магазин, читайте сами при ребенке настоящую бумажную книгу, рассказывайте не о том, какие книги было бы интересно прочитать ему на ваш взгляд, а о тех книгах, которые читаете сами, о ваших любимых. Вообще больше общайтесь. Я мечтаю, что где-то есть идеальная книга для каждого из моих трех детей. Но если я не стану спрашивать их напрямую, что они хотят почитать, что им интересно, я этого никогда не узнаю. Говорить о книгах - тоже методика. Посмотрите издание Эйдана Чамберса «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем», оно многое подскажет. Снимать барьеры - Родители школьников часто не покупают «малышовые» книги. Потому что «в них нечего читать» и «ты уже вырос». Но только ребенок может определить, вырос он или нет из таких книг. Если говорит, что не любит читать, значит, у него не пройден какой-то этап по чтению и его важно закрыть нужной книгой. У меня постоянно бывает так: второклассник берет книгу Татьяны Русситы с двумя словами на странице. Читает. Хохочет. Снимает барьеры. Берет еще одну книгу. Снова радуется. И вот когда закрепляется в мозгу это следствие: чтение - радость, сам мозг естественным образом начинает требовать большего количества слов, чтобы радоваться. У японцев есть такое словечко «цундоку» - когда человек накупает книг больше, чем может прочесть. И дом превращается в пыльное книгохранилище. Если представить себе детское чтение как город, где есть книги-дома, то мэр города - родитель. От вас зависит все: как устроен книжный шкаф и то, какая книжка-картинка будет подсунута в нужный момент. Книги должны быть на виду, но не свалены горкой. Заведите особую полку, где стоят только те книги, которые вы читаете прямо сейчас, и те, которые будете читать скоро. Время от времени обновляйте экспозицию. Превратите Интернет, соцсети и мессенджеры в помощников. Заглядывайте в электронные библиотеки с детскими книгами, где издательства выкладывают ознакомительные фрагменты. С экрана можно читать вслух. А среди многочисленных чатов в WhatsApp стоит создать один с друзьями-родителями, где вы обсудите детские книги. Восемь запретных фраз - Как-то я проводила занятие по созданию домашней книги на фестивале «ЛитераТула». За моей спиной были вывешены материалы презентации, куда входили опасные фразы, мгновенно убивающие любовь к чтению. К столу подошла одна мама и всплеснула руками: «Это же все я говорю своим детям!» «Почему ты ничего не читаешь?» «Настя/Олег столько читают! А ты?» «Отложи смартфон! Лучше бы почитал». «Что за чушь ты читаешь?» «Я в твои годы читал по две книги в день». «Ты слишком быстро читаешь. Ну-ка, расскажи, о чем эта книга?» «Не можешь объяснить? Ты вообще читал?» «Что значит «Не нравится Чехов?» Это нужно знать! Без этого не вырастешь». Давайте поиграем - Добавьте к домашнему чтению элемент игры. У нас дома на холодильнике висит вырезанная из бумаги тучка. К ней каждый присоединяет свою «струйку» капелек. На каждой капельке - название прочитанной книги. Соревнуемся, у кого струйка получится длиннее. А еще есть множество игр со словами, полезными для детей, которые учатся читать. «Чепуха», «Виселица», «Эрудит» - отличная тренировка. Слушаю тех, кому доверяю Кристина Конарди, преподаватель русского языка и литературы: - Для меня главный критерий хорошей книги для детей до 5 лет - иллюстрации. К примеру, серию «14 лесных мышей» мы купили, когда сыну был год. Сейчас ему почти четыре, книги зачитаны до дыр, но ребенок не готов от них отказаться. С книжками-картинками важно, какие темы всплывают при просматривании книги. Если там есть, что пообсуждать, над чем поразмышлять, книга будет радовать вас и ребенка много лет. Надежда, мама двух сыновей: - Мы живем в Германии. Русских книжных магазинов здесь мало, поэтому я подписана на рассылку сайта «ПапМамБук». Раз в месяц спрашиваю о книгах на Facebook в сообществах. В Instagram слежу за любимыми издательствами и обзорами от @knigohod и @chitat_podano. Так я знакомлюсь с людьми, чьим вкусам доверяю. Советы бывалых Дети любят обмениваться советами. Благодаря этому можно устроить школьный книжный клуб. Или попросить учительницу повесить в классе ватман, на котором можно писать мини-отзывы. Доктор педагогических наук Екатерина Бунеева составила список из 55 книг, которые назвали ученики младших классов. Погуглите. Вот первая десятка. Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки» Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» 3.Наринэ Абгарян «Манюня» Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Я хочу в школу!» Юлия Кузнецова «Дом П» Наталья Савушкина «Царское дело» Тамара Крюкова «Хрустальный ключ» Нина Дашевская «Вилли» Всеволод Нестайко «Удивительные приключения в лесной школе» Виктория Ледерман «К доске пойдет… Василькин!»