Детство за деньги: воспитание стало услугой
Общество потребления отбирает воспитание у российских городских семей в пользу платных услуг, сообщает ИА DEITA.RU. Новые потребительские практики современных городских семей в сфере ухода за детьми и их развития проанализировали российские ученые Ирина Сизова и Марианна Коренькова. Результаты их исследования опубликованы в издании «Вестник Института социологии». В семье периода советского многие из нынешних проблем отсутствовали в принципе. Исходной нормой воспитания в большинстве случаев являлась абсолютная родительская власть. В современных же семьях границы гендерных ролей размыты. Кроме того, увеличение неполных семей в России представляет собой рост материнских семей, то есть дети, например, после развода родителей, как правило, остаются с матерью. Также некоторые прежде укорененные внутри семьи виды деятельности выводятся за пределы непосредственного семейного окружения и часто покупаются на рынке. К таким видам деятельностям относится организация ухода, досуга и развития детей. Авторы приходят к выводу, что современная городская семья стремится разделить ответственность (делегировать полномочия) за воспитание, уход и обучение своих детей с теми, кто выступают экспертами в этой области. Потребление услуг современными городскими семьями начинается раньше и длится дольше по мере взросления детей, оно не отличается большим разнообразием, но зависит от таких наиболее важных мотивов, как стремление соответствовать современным требованиям в воспитании и развитии детей, высвобождение времени для собственных нужд и потребностей родителей, забота о будущем ребенка. Поскольку потребности и предпочтения быстро меняются, а новые предложения на рынке появляются быстро, процесс воспитания иногда превращается в погоню «за модой», усиливаются чувства беспокойства что-то пропустить или не успеть, «недодать» своему ребёнку. Этим пользуются провайдеры коммерческих услуг и даже общественные институты, которые, наряду с бесплатными, все чаще создают коммерческие предложения, выходящие за сферу их компетенций. Желая соответствовать быстрорастущим требованиям жизни и общественному мнению, родители развивают своих детей всевозможными способами, чтобы те при поступлении в школу могли продемонстрировать продвинутые академические навыки – чтение, письмо, счёт, английский язык, а также имели портфолио, отражающее все их навыки, знания и достижения (например, игру в шахматы, наличие спортивных наград, занятия танцами и прочее): «Он ходит на шахматы, самбо, плавание, в бэби-клуб. Занимается подготовкой к школе. Ой, ещё он куда-то ходит, но я уже не помню даже. Куда он ещё ходит (обращаясь к мужу)? А! Ещё на фасттрек, такое развивающее занятие, где узнают о разном: … географии, экономике. Время от времени футбол и английский. Он очень любит такие развивающие занятия… Ну да, мы хотим его развить разносторонне. Потому что сейчас это очень важно» (мама мальчика 6,5 лет). Среди современных женщин-матерей заметно желание передачи части ответственности за воспитание и развитие ребёнка сообществу профессионалов. Частично такое поведение стимулируется притоком информации и «наказами» специалистов, окружающих детей. Врачи, учителя, воспитатели, психологи выдвигают требования по уходу и воспитанию детей, с которыми сами родители часто не в силах справиться. Поскольку одной из проблем становится рост стоимости коммерческих услуг такого рода, то семьи, принимающие решение об их использовании, заинтересованы в получении реального результата, который, однако, не гарантирован родителям. В связи с этим вопрос, не совершают ли они ошибку в выборе услуг, остаётся открытым. Поэтому многие родители всё же больше доверяют государственным учреждениям, другие ориентируются исключительно на платные услуги коммерческих организаций. Наконец, пользование некоторыми платными услугами для детей является формой самопрезентации семьи. Особенно это связано с услугами в области проведения досуга, организации спорта и отдыха. Пользование подобными услугами должно свидетельствовать об успешности самой семьи, её возможностях, что транслируется во внешнее, прежде всего «взрослое» окружение семьи. В таком окружении среди пользователей коммерческих услуг формируются нужные связи и отношения, как правило – среди родителей со сходными желаниями и возможностями в направлении развития и воспитания детей.