Детский психолог ОКБ дал советы, как подготовить ребенка к школе

До начала учебного года остается все меньше времени. Как определить, готов ли ребенок идти в школу, и как облегчить начало такого важного этапа в его жизни? Об этом рассказала психолог консультативно-диагностического отделения Детской поликлиники ОКБ Ханты-Мансийска Наталья Овечкина. Нужно ли ребенку посетить врача перед школой? Перед поступлением в школу ребенок проходит обязательный медицинский осмотр всех специалистов в детском саду. Дети, которые не посещали детский сад, проходят медицинский осмотр в Детской поликлинике ОКБ. По каким критериям можно судить о готовности ребенка к школе? Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Венгер Л.А.) Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в непосредственно образовательной деятельности. Составляющие психологической готовности Мотивационная готовность – желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Познавательный интерес, желание узнавать что-то новое. Эмоционально-волевая готовность - умение контролировать эмоции и поведение. Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управлять эмоциями. Сформировать эти качества можно только через игру! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. Интеллектуальная готовность – наличие широкого кругозора, запас конкретных знаний, ребенок понимает основные закономерности. А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это навыки, которым он научится в школе. Личностно-социальная готовность - готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками. Умеет ли ребенок общаться с другими детьми? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята? У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми людьми. Какой должен сформироваться режим у ребенка? Для перехода от беззаботной детской жизни к школьному распорядку очень помогает расписание дня. Особенно, если ребенок не посещал садик. Нужно составить подробный план дня и сделать это вместе с ребенком. Можно оформить это в игровой и красочной манере и повесить над кроватью. Все должно быть четко: во столько-то подъем, уборка постели, почистил зубки, сделал уроки и т.п. Распорядок дня нужно начать соблюдать загодя, а не с 1 сентября. Можно давать ребенку какие-то бонусы, например, клеить смайлики. Встал вовремя – молодец, беги, наклей смайлик, почистил зубки – вот тебе еще. Дети любят правила, и обычно сами их себе организовывают в играх. И, конечно же, личный пример, если пап спит до обеда, то сложно требовать что-то другое от сына. Что должно быть в арсенале школьника при подготовке к школе (должен ли он быть хорошо обучаем, эмоционально настроен или это само придет со временем) ? Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте художественную литературу, смотрите телепередачи о школьной жизни, покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами, играйте в школу. Какая одежда рекомендуется первокласснику? Главное, чтобы ребенку было комфортно и удобно, в принципе, вещи родители могут выбирать на свое усмотрение. Одежда не должна стеснять движений и доставлять дискомфорт. Нужна ли специальная подготовка – курсы, занятия? Поступление ребенка в школу – важный этап в его жизни. И от того, насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения. Если ребенок не получает систематических знаний, то ему нужна подготовка к школе. Подготовку следует начинать заблаговременно, не менее чем за год, а лучше за два года до начала обучения. Необходим ли тихий час первокласснику? Первокласснику часто необходим дневной сон. Хорошо, если ребенок недолго поспит после школы. Уроки нужно делать в одно и то же время, но только не поздно вечером. Понятно, что чаще происходит именно так. Усталая мама приходит после работы домой и начинает делать уроки с таким же усталым ребенком. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Все индивидуально, нужно смотреть физиологическую и психологическую готовность к школе. Учителя, по их собственному признанию, больше рады видеть у себя в классах учеников от семи лет и старше. Они говорят, что программа начальной школы ориентирована больше на семилетних. Поэтому и отдавать детей в школу лучше с 7 лет. Процент хорошо подготовленных к школе детей в возрасте шести лет очень мал. Детские психологи солидарны с учителями, но считают, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Существует много тестов для проверки готовности ребенка к школе. Как делать первые уроки? Первокласснику просто необходима помощь взрослого в выполнении домашних заданий. Обойтись без этого не удастся. Понятно, что это меняет планы родителей, но на кон поставлен будущий успех вашего ребёнка, поэтому стоит поменять свой график. Не проявляйте свою тревогу и раздражение, когда делаете уроки с ребенком. Чаще хвалите не за полный успех, а даже за попытку. Поощряйте его словами «молодец, смотри, как у тебя хорошо получается», даже если вышло не идеально. Как обеспечить активное развитие ребенка, но не переборщить с нагрузкой? Первоклассник должен участвовать не более чем в двух внешкольных объединениях. И помните, что в самой школе тоже есть внеурочная деятельность. Когда кружков немного, это помогает и в школьной адаптации. Там другая среда, другие требования. Такая смена обстановки полезна ребенку. Вдобавок, он еще чему-то обучается, достигает новых успехов, это повышает его самооценку и уверенность в школе. А вот когда секций слишком много, то ребенок переутомляется, может даже случиться невроз. Порой ребенку полезнее посмотреть сказку вместе с мамой и папой чем одновременно учиться танцам, скрипке, английскому и карате. Как обеспечить комфортное пребывание в школе, если ребенок не стрессоустойчив? Прежде всего, родителям следует создать комфортные отношения в семье. Создать атмосферу безопасности и принятия таким, какой он есть. Мало у кого со школой связаны исключительно положительные воспоминания. Пожелаю родителям не сильно беспокоиться по поводу оценок и результатов. Спокойно относитесь к ошибкам, акцентируйте внимание даже на небольших достижениях. Дети нуждаются в заботе, поддержке и защите родителей. Ведь семья – это то место, куда ребенок приходит восстанавливать душевное равновесие. Екатерина Землянова

Детский психолог ОКБ дал советы, как подготовить ребенка к школе
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска