Держаться на воде, управлять телом и эмоциями — чему учат в студиях раннего плавания
В правильной студии детям не навредят Найдите на карте ближайший бассейн — и с большой вероятностью увидите, что там есть и детские, и взрослые группы. Причем занимаются они вместе, с теми же тренерами и в той же воде. И если для школьников старше 12 лет такое допустимо, то для малышей бассейн все-таки должен быть отдельным, поэтому стоит поискать детскую студию плавания и узнать, как проходят занятия и кто учит малышей. Специально подготовленные профессионалы знают, какие упражнения подходят для дошкольников и грудничков, как научить малыша нырять и что делать с гипертонусом. Сеть студий «Аквакласс» в Москве и Хабаровске изначально создавалась для детей с рождения, бассейны здесь подходящего для малышей размера (3х8 м), температура воды комфортная (30–31℃), а для безопасности предусмотрены антискользящие полы. Инструктором может стать не каждый желающий, а тот, кто отвечает всем строгим требованиям: имеет педагогическое, медицинское или образование в сфере физического развития и спорта, умеет работать с детьми, понимает особенности их психики и физиологии, умеет найти подход и мотивировать, прошел специально разработанную в студии программу для подготовки инструкторов по раннему и грудничковому плаванию. Если в бассейне вас уверяют, что для дезинфекции совсем не используется хлор — это, вопреки распространенному мифу о его вреде, повод насторожиться. Дело в том, что это вещество добавляют даже при щадящих, безопасных режимах очистки; в «Акваклассе» как раз такой: с многоступенчатым фильтром, ультрафиолетовыми лампами, циркулирующим насосом, постоянно обновляющим воду, с ежедневным замером качества воды фотометрами. В небольших количествах хлор совсем не вреден — вода соответствует питьевым стандартам, — зато хорошо дезинфицирует. Ученые из Высшего совета по научным исследованиям Испании выяснили, что специальная обработка сведет к минимуму риск подхватить вирусное заболевание, в том числе и COVID. Раннее плавание поможет развитию Обычно под пользой плавания понимают физическое развитие и укрепление иммунной системы, но на самом деле плюсов гораздо больше. Австралийские ученые из Университета Гриффита провели исследование среди 7 тысяч малышей до 5 лет и доказали, что те, кто занимался плаванием, опережал сверстников и в умственном развитии: лучше говорил, отлично рисовал геометрические фигуры, легко осваивал математику. Вот чем еще полезно раннее плавание: укрепляются все системы организма, дыхательные мышцы и диафрагма; обогащается сенсорный опыт — улучшается зрение и слух, тактильное и кинестетическое восприятие; улучшается сон. Занятия в воде - не тренировки спортсменов, но малыши получают порцию двигательной активности и правда засыпают быстрее; научившись владеть своим телом, ребенок проявит себя в других видах физической активности и достигнет лучших результатов в любом спорте; высокая влажность хорошо влияет на гортань и речевые процессы. В основе — бережное ныряние, а не занятия через слезы Бывает, что малыш боится воды и капризничает, и родители по опыту знакомых опасаются, что тренер будет держать его в воде, игнорируя истерики. При правильном подходе сделать занятия эффективными и приятными очень даже реально. Хороший инструктор знает, когда сделать паузу, а когда можно продолжить упражнение и перейти к более сложным элементам, и никогда не будет заставлять заниматься, если малыш заплакал. В «Акваклассе» занятия построены с учетом возрастных особенностей развития ребенка и проходят индивидуально, один на один с тренером (мама может выпить кофе в уютном холле и понаблюдать за занятием на мониторе). Уроки длятся 30 минут — достаточно, чтобы ребенок не устал и не соскучился по маме. Младенцы, тоддлеры и старшие дошкольники занимаются по разным программам: «Ранний старт» (от 0 до 2 лет), «Первая миля» (от 2 до 4 лет), «Путь чемпиона» (от 4 до 7 лет). В каждую программу, согласно возрасту ребенка, входит: упражнения, которые научат чувствовать свое тело и держаться на воде, упражнения на общую физическую подготовку, специальные упражнения на развитие навыков плавания, программа развития навыков будущего (эмоционального и социального интеллекта, целеполагания и навыка принятия решений). Методист студии Анастасия Логинова, психолог, объясняет, в чем главная цель раннего плавания: Наша задача не в том, чтобы ускорять развитие, а в том, чтобы с помощью среды, в которой тело расслабляется, достигать лучших результатов развития, учитывая возраст и состояние здоровья ребенка. Говоря о результатах, мы имеем в виду тело, психику и мозг: мы учим на воде управлять своим телом, учимся чувствовать себя, развиваем эмоциональный и социальный интеллект, целеполагание и навык принятия решений. Учимся общаться с другими взрослыми и сверстниками, развиваем мозг через мелкую моторику рук и игровую деятельность. Мы учитываем природные стремления малышей к развитию, взрослению и самостоятельности, и подбираем индивидуальную программу развития. Главное, чтобы нравилось ребенку Развивающие занятия через силу, потому что так надо, — такой подход современные психологи критикуют. Родителям важно, чтобы дополнительные занятия действительно нравились ребенку, и, если начать заниматься плаванием как можно раньше, ребенок, скорее всего, полюбит все, что связано с водой. В студиях «Аквакласс» это подтверждают отзывы родителей. О своем опыте рассказывает Елена, мама Миши, которая водит сына в московский филиал студии: Год назад мы пришли в студию «Аквакласс» на пробное занятие — посоветовали друзья. Раньше мы занимались в другой школе, и опыт, честно говоря, был негативный. В «Акваклассе» нам понравилось сразу, я видела, что здесь тренеру удалось уже на первом занятии найти подход к малышу. Мы тут же купили первый абонемент, но тогда еще не знали, что это любовь навсегда. Польза от занятий стала очевидна уже в первый месяц. Очень активный ребенок стал лучше спать и тратить энергию в нужном русле. Научился держаться на воде довольно быстро, занятий через восемь. Я не ставлю перед собой цели вырастить Майкла Фелпса в 3 года, моя мечта — обычный здоровый ребенок, и, если я смогу привить любовь к спорту и активному образу жизни, я буду счастлива. Трудности, с которыми мы столкнулись во время занятий, были в основном возрастные, хотел только баловаться и никого не слушал, однако вместе с тренером мы все преодолели. Баловство, разумеется, никуда не делось, но умело обращается педагогами в полезные занятия. Спустя год могу заметить, что при частых регулярных занятиях (2—3 раза в неделю по часу), Миша до сих пор обожает ходить на тренировки. Он нисколько не перегорел, наоборот, часто просит отвести его, когда тренировок нет (самоизоляция стала тем еще испытанием!). Могу с уверенностью сказать, что он стал гораздо реже болеть, а также стал более дисциплинированным. Отдельно хочу сказать про тренеров: они не только профессионалы, но и обладают замечательными человеческими качествами, любят детей и свою работу. Сейчас мы занимаемся в студии на улице 8 Марта с Евгенией и Андреем. Они здорово дополняют друг друга, тренируя и навыки плавания, и дисциплину, а игры с ребятами Миша просто обожает. В студиях «Аквакласс» в Москве и Хабаровске сейчас открыт набор, и в расписании есть свободные месте в будни и выходные. Найти ближайший филиал и записаться на первое бесплатное занятие можно на сайте студии.