Кто должен заниматься половым воспитанием: школа, врачи или семья?

Интерес к сексуальной жизни появляется очень рано, а вот знания приходят с опозданием и зачастую приводят к печальным последствиям. / Фото: архив «КИ» Кто должен заниматься половым воспитанием: школа, врачи или семья? Забытое старое Из опроса телемедицинского сервиса «Доктор рядом» и медицинского сообщества «Найди своего доктора» следует, что 74,7% россиян поддерживают идею ввести в школах уроки сексуального просвещения, но проводить их должны врачи, а не учителя. Однозначно против такого просвещения в школе только 7,3% респондентов: они выбрали вариант «сексуальным просвещением нужно заниматься дома (в семье), а не в школе». Видимо, опрос был инициирован к началу нового учебного года, после того как в феврале Госдума рекомендовала Минпросвещения РФ ввести в школах уроки полового воспитания для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции среди детей и подростков. «Это что, какой-то посторонний человек будет рассказывать моему ребенку, как предохраняться? Уверена, в свои 12 ему эти знания точно не нужны, а когда исполнится 15-16, ему об этом отец расскажет или он из интернета все узнает», — возмущается в одном из родительских чатов его участница. «Вот-вот, они именно в интернете и «просвещаются», а потом в нем же пытаются найти причину, почему «там» чешется и чем это лечить. Уж лучше пусть в 12 узнают, что такое презерватив, и от какой заразы он спасает, чем в ответственный момент наплюет на свою безопасность», — парирует другой пользователь паблика. Читая мнения родителей на эту тему в чатах, понимаешь, что они забыли о том, что даже в Советском Союзе и после его развала в школах периодически вводили уроки, на которых рассказывали о взрослении. Даже при поверхностном опросе разновозрастных сотрудников нашей редакции выяснилось, что к одним приходили гинекологи из поликлиники, у других лекцию читали трудовики, но так или иначе детям рассказывали о физиологических особенностях мужчин и женщин и последствиях близости. А в 1985 году в старших классах ввели предмет «Этика и психология семейной жизни» с учебником. Но ни о каком секспросвете речь там не шла: подросткам стали прививать качества и правильное поведение в будущей семейной жизни. — На уроке педагог учил детей разрешать семейные бытовые конфликты, максимально благожелательно выходить из них, — рассказывает директор школы №57 Марина Кашаева. — В нашей школе этот предмет вела учитель химии, классный руководитель. Она окончила двухдневные курсы института развития образования, там же ей выдали методические рекомендации по ведению предмета. Урок преподавался при всем классе, мальчиков от девочек не отделяли. Предмет свернули через несколько лет, потому что в это время ввели учебные планы, которых раньше не было. Чтобы выполнить сетку часов в определенном объеме, пришлось отказаться от дисциплин, не входящих в обязательную программу обучения. Учатся по мелодрамам Между тем о возвращении в школы уроков этики семейной жизни задумались «наверху». Российская академия образования — при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного — взяла на себя разработку предмета «Семьеведение». Новый курс призван научить детей основам семейной жизни: подростки мечтают о семье и любви, но имеют о браке весьма романтические представления, почерпнутые из мелодрам. Когда же они сталкиваются с реальной жизнью, бытовыми или личными проблемами — не знают, как их решить. — Такой курс уже преподается в большом ряде регионов страны, он отлично себя зарекомендовал, и мы надеемся, хотя бы в тестовом режиме, внедрить его у нас, в первую очередь — в школах Краснодара, — говорит председатель Союза отцов Краснодарского края Лев Долгов, папа четверых детей. — Мы ведем переговоры с нашим министерством образования на эту тему, встречались с министром Еленой Воробьевой, понимание с той стороны есть. Общественник уверен, что школьникам необходим такой предмет, иначе они продолжат черпать сведения об отношениях, в том числе сексуальных, из интернета, низкопробных фильмов и от таких же «опытных» друзей. Нормы семейной жизни лучше всего усваиваются, когда ребенок видит, как родители ведут себя друг с другом, а практика показывает, что далеко не все семьи могут служить образцом для подражания. — Поэтому необходимо аккуратно доносить правильную информацию до детей, — считает наш собеседник. — Предмет мог бы быть факультативом, а вести его могут социальные педагоги, прошедшие специальное обучение. Думаю, нужно начать преподавать детям в возрасте 12-13 лет, когда происходит половое созревание. Вместе с тем считаю не лишним во время занятий рассказывать подросткам и о контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путем, предостерегать от случайных связей. Но акцент все же делать не на этом. Опять школа? Председатель школьного родительского комитета гимназии №18 мать двоих сыновей Юлия Ряшина уверена, что о контрацепции следует говорить на уроках биологии во время прохождения анатомии человека. А задача школы — наравне с родителями учить детей нравственности, доброте, товариществу. — Посмотрите, к чему привели школьные уроки сексуального воспитания в Европе? Там докатились до того, что детям дается право самим решать, какого они пола. Мама и папа теперь «родитель №1» и «родитель №2», а ребенок, пока не определится со своим гендерством, — «оно». Там уничтожено само понятие семьи, детей не учат веками сложившимся моральным ценностям, происходит натуральное разложение общества. Я категорически против повторения этой ситуации у нас. Против введения такого урока и директор департамента образования администрации города Алексей Некрасов, который убежден, что половым просвещением должна заниматься семья: уж точно не учитель должен рассказывать ученикам, как нужно предохраняться. Действительно, учитывая сегодняшнюю нагрузку на педагогов, им только уроков сексуального просвещения не хватало. Современные родители вообще уверены, что воспитанием детей должна заниматься школа, раз они проводят в ней столько времени, а их дело — накормить, обуть, одеть. Нет, не так: в первую очередь ответственность по воспитанию детей несут родители, и это записано в Семейном кодексе РФ. Как бы там ни было, но сегодня в ряде школ Краснодара в той или иной форме рассказывается о физиологических особенностях мужчин и женщин, о контрацепции, профилактике ранних половых связей и пр. Такие лекции с письменного согласия родителей проводят врачи различных специализированных медучреждений и детских поликлиник. — Примерно раз в квартал мы проводим встречу учеников 8-11-го классов с медработниками, при этом разделяем класс: лекция для мальчиков и девочек ведется по-отдельности, — замечает директор школы №57 Марина Кашаева. — Темы разные, учитель на занятии не присутствует, поэтому у детей есть возможность задать любой вопрос, в том числе анонимно — передав записку — или подойдя к врачу отдельно. Также, если учеников что-то тревожит, они всегда могут обратиться к нашим школьным психологам — их у нас двое. Интерес есть, знаний нет А что по этому поводу думают профессионалы, которые отлично знают, что беспокоит человека в разные периоды его взросления? Нужно ли наших детей учить половому воспитанию, этике семейной жизни или пусть этим занимается семья? Алина Мартиросьян, педагог-психолог школы №100: — Интерес к сексуальной жизни появляется очень рано, а вот знания приходят с опозданием и зачастую приводят к печальным последствиям: абортам, венерическим заболеваниям, психологическим травмам. В основном половое воспитание лежит на родителях. Но далеко не все из них могут дать эти знания. И вот здесь могут быть полезны квалифицированные специалисты, и школа и родители должны быть готовы к сотрудничеству с ними: они способны донести до подростка эту важную информацию в правильной форме. Я бы сделала акцент на контенте, подготовленном с психологической точки зрения, где важная роль отводится информированию о последствиях половой неграмотности. И обязательным условием при подаче информации является разделение аудитории на мужскую и женскую. Так дети будут комфортнее себя чувствовать и не стесняться спрашивать о том, что интересует. К слову В 2015 году Российская академия образования провела опрос среди старшеклассников старше 14 лет из 8 федеральных округов на тему: «Что для вас самое ценное?», разрешив выбрать три пункта из списка предложенных. Абсолютное большинство — 72,5% — ответили: «Семья». Второе место заняла любовь — 58,4%, третье — здоровье, за которое проголосовали 58,4% школьников. Успех был только на пятом месте.

Кто должен заниматься половым воспитанием: школа, врачи или семья?
© Краснодарские известия