Другие игры: детей знакомят с профессиями будущего

В сентябре во всех школах страны в рамках Всероссийского образовательного проекта проходит «Урок цифры» на тему «Искусственный интеллект и машинное обучение». Организаторы — Минпросвещения и РФ в партнерстве с ведущими российскими компаниями. По мнению экспертов, знакомить новое поколение детей, «рожденных с планшетом в руках», с профессиями будущего необходимо.
Другие игры: детей знакомят с профессиями будущего
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва
Скорость развития цифровых технологий одних пугает, других вдохновляет. Но факт перехода общества в информационную эпоху, которую специалисты называют очередной ступенью в развитии человечества, оспорить уже невозможно. Мир меняется. Самые разные сферы деятельности — здравоохранение, производство, бизнес и, конечно, образование — вовсю осваивают инновационные системы.
— Знание цифровых технологий, принципов работы искусственного интеллекта сегодня требуется всем без исключения, — говорит глава Минпросвещения России , отмечая значимость Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». — И очень важно, чтобы уже со школьной скамьи ребята узнавали эту информацию и, возможно, планировали свою карьеру, ориентируясь на стремительно развивающиеся области знаний.
То, что сегодня в детские сады и школу пришли «другие» дети, признают социологи из многих стран мира, в том числе и России. Рожденные в период с 2010 года и по сегодняшний день мальчики и девочки стали представителями первого в истории поколения, с младенчества окруженного цифровым влиянием. По мнению международных экспертов, новейшее поколение «альфа» невольно стало частью глобального эксперимента, в котором детям с раннего возраста поднесли к лицам экраны, ставшие и соской-пустышкой, и развлечением, и развивающей игрой. Современным малышам прочат блестящее будущее и даже обещают, что они «спасут мир». А общество смотрит на них с опаской, замечая в нынешних дошколятах и младших школьниках плюсы и минусы их уже «цифрового» мышления.
Теория поколений
Суть социологической теории поколений, обоснованной еще в 1991 году историком Уильямом Штраусом и экономистом Нилом Хау, в том, что каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих особые черты характера и привычки. О теории много спорили: противники, в частности, упрекали авторов в преувеличении различий между поколениями, а сторонники утверждали, что скорость переменных в психологическом портрете молодежи будет напрямую связана с развитием прогресса. Так, собственно, и получилось. Едва психологи разобрались с вечно «ищущими себя» миллениалами, появившимися на свет после 1981 и до 2000 годов, на «поле» вышли практичные «зеты». Им особенно досталось от экспертов всех мастей: тут тебе и клиповость мышления, и чрезмерное потребительство, и амбициозность. Выросшие на волне технологического бума, развития интернета и соцсетей, представители поколения «зет» доставляли массу проблем родителям и учителям. Сейчас, получившие в руки безграничный доступ к информационным технологиям и огромный список возможностей, «зеты» взрослеют, штурмуя карьеру и добиваясь материальных благ куда быстрее, чем их предшественники. Получив от аналитиков звание «будущее мировой экономики», они словно ставят точку на XXI веке, уступая центр внимания поколению «альфа», представителям которого суждено жить уже в новом, ХХII веке.
— Конечно, нельзя забывать, что личность каждого человека формируется под влиянием различных факторов: семья, социум, экономическая обстановки и сфера деятельности — все имеет значение, — говорит кандидат социологических наук . — Поэтому в нашей стране теорию поколений принято рассматривать не как проблему отцов и детей. Это скорее попытка осмыслить, насколько быстро меняющиеся внешние факторы жизни влияют на формирование ценностей у ребенка, чтобы понять, как это отразится на его взрослой жизни. А значит — и на нашем будущем в целом. Думаю, с точки зрения образования это имеет огромное значение. Мы должны понять наших детей, чтобы знать, как с ними общаться и как их воспитывать.
Пристальное внимание к «поколению завтрашнего дня» не случайно: по прогнозам, когда «альфы» будут вступать во взрослую жизнь, рынок труда существенно поменяется, многие профессии окажутся невостребованными. По одной из версий на данный момент специальностей, которые будут отвечать требованиям современности лет через двадцать, еще просто нет. Так что нынешним малышам придется постоянно учиться новому, моментально схватывая очередное веяние времени.
Эпоха экранов
Появлением поколения «альфа» принято считать 2010 год, поскольку именно тогда на мировой рынок вышел первый айпад и был создан «Инстаграм», что, естественно, повлияло на глобальную цифровизацию современных детей.
— Эпоха экранов, в которой мы живем, сильнее влияет на тех, кто еще только формируется как личность, — объясняет на своей странице в сети социолог, эксперт мирового уровня, ди__ ректор и основатель агентства социологических исследований Марк Маккриндл, который первым ввел в обиход термин «поколение «альфа». — От неумения удерживать свое внимание на чем-либо до превращения образования в игру, от повышения цифровой грамотности до нарушений социальной адаптации — все это затронуло каждого из нас, но трансформировало лишь самых маленьких. Поколение «альфа» — это наиболее материально обеспеченное и самое технологически подкованное поколение в истории человечества. Они потратят больше времени на учебу и личностный рост, позже начнут зарабатывать и будут жить со своими родителями лет до тридцати, не спеша отправляться в свободное плавание.
Социолог предлагает называть новое поколение не тинейджерами, как мы привыкли, а скринейджерами (screen — в переводе с английского означает «экран»). Согласно опросам, сегодня родители дают в руки планшеты и смартфоны более 80 процентам дошкольников. 82 процента детей на них играют в игры, 14 процентов смотрят мультфильмы, а 4 процента слушают музыку. Больше половины малышей проводят с планшетами до 6 часов в неделю. И если еще лет десять назад педиатры не рекомендовали использовать цифровые технологии для развития и обучения дошкольников, то сегодня категоричность запрета сменяется осторожным допущением. Так, Американская ассоциация педиатров, например, недавно заявила, что ребенку от полутора до двух лет допустимо пользоваться гаджетами один-два часа в день, а детям от двух до пяти лет — не более трех часов. Уступают позиции и российские доктора. Так, отвечая на вопросы молодых мам, известный педиатр говорит, что он категорически против компьютерных игр до двухлетнего возраста, однако признает «стандартное правило, которое родителям безумно сложно соблюдать, — не более двух часов экранного времени в сутки».
— Помните: мама как развивающая игра намного полезнее, — уточняет врач. — Папа, который вместе с ребенком строит из кубиков домик, в тысячу раз круче, чем любой гаджет.
Другие игры
Но спрос рождает предложения. От прогресса не убежишь. И хотя «альфы» еще маленькие, их активно изучают различные исследовательские компании, в том числе и маркетинговые. В итоге рынок сегодня буквально завален развивающими цифровыми игрушками.
— Мы стараемся ограничивать сына в просмотре мультиков, — рассказывает мама трехлетнего Максима Дарья Тишина. — Много гуляем, читаем, лепим, рисуем Но и от современных игрушек, которые рекомендуют педагоги и психологи, естественно, не отказываемся.
В арсенале типичного представителя поколения «альфа» действительно много самых обычных машинок, кубиков и прочих игрушек из привычного набора дошкольника. Только почему-то, замечает его мама, «залипает» он все равно на тех, что сделаны на основе цифровых технологий или требуют решения логических задач. Одна из любимых игр малыша — головоломка, в которой нужно правильно скомбинировать цвета, формы и последовательность цветных плиток. Сто заданий четырех уровней сложности. И решает ведь. Как, впрочем, и все его одногруппники в детском саду.
— Во время самоизоляции гулять мы практически не выходили, — продолжает рассказ Дарья. — А Максу обязательно нужно на чем-то сосредоточиться. Иначе он практически не управляем и постоянно требует дать ему «потыкать» в телефон или включить мультики. Но, учитывая, что моему младшему сыну всего полгода, постоянно заниматься со старшим у меня возможности не было. Вот тогда-то мы и купили новомодный гаджет — световую песочницу. Она нас по сей день очень выручает. И, если честно, не вижу от нее никакого вреда.
На первый взгляд — небольшой детский столик, в углубление поверхности которого помещается кинетический песок. Управляется это приспособление для развития мелкой моторики и творческого мышления, разумеется, с пульта и имеет больше 50 вариантов подсветки.
— Подружка Максима, Катя, — рассказывает Дарья, — быстрее всех собирает пазлы. Правда, рисовать она больше любит в специальной программе, установленной на детском планшете. Вчера с Максом из-за него чуть не подралась. Научить ребят делиться игрушками нам пока не удается. Тоже, говорят, проблема поколения.
— Легкое освоение сложных технических новинок и информационных программ — главная черта современных детей, — считает ведущий российский эксперт по вопросам детства, доктор социологических наук Альбина Бесчасная.
По ее словам, сейчас на повестке дня стоит изучение нашего будущего сквозь призму современных детей. «Главный фактор, определивший их взгляд на мир, — это то, что они формируются в условиях отсутствия жестких шаблонов, культа права на разнообразие и права быть и думать иначе, чем остальные», — отмечает она.
Просто дети
Несмотря на потрясающие открытия начала XXI века в области информационных технологий, миру нужна мечта. И как каждый родитель, глядя на своего ребенка, надеется, что тот превзойдет все ожидания, станет лучше, успешнее, так и общество ждет от молодого поколения почти чудес. В списке уже якобы открытых качеств поколения «альфа» — критическое мышление, творческая жилка и любовь к учебе, правда, с оговоркой: только в том случае, если им интересно. На миллионах интернет-страниц самые разные специалисты утверждают, что из них вырастут яркие, увлекающиеся и самодостаточные личности. А еще — настойчивые, целеустремленные и свободолюбивые. По оценке одного из крупнейших коммуникационных агентств, у «альф» будет обостренное чувство справедливости, а главной их ценностью станет искренность и возможность быть таким, какой есть.
Конечно, дети-«альфы» не идеальны. Да, с техникой с младенчества на «ты» и наверняка добьются успеха в освоении компьютерного разума. Но пока они просто дети, которые смогут изменить будущее, если настоящее им это позволит. Ведь проблемы, полученные в наследство от предыдущих поколений, никуда не делись. И их нельзя сбрасывать со счетов.
— Как и «зеты», малыши-«альфы» зациклены на экране, открывающем им окно в безграничный мир, в котором нет главного — чувств и эмоций, их может подарить только настоящее, живое общение, — говорит детский психолог . — Они часто мечутся между стремлением к самостоятельности и беспомощностью в, казалось бы, самых простых, бытовых вещах. Сегодня мы упрекаем в этом нынешних подростков-«зетов», завтра, возможно, обвиним в том же «альфов». Современные дети по-прежнему испытывают проблемы с коммуникацией. Особенно если окружающие им взрослые не помогают их решить, а подают дурной пример, просиживая вечерами в соцсетях. Поэтому самостоятельности, терпению, поиску информации и ее анализу детей сегодня учит всемирная сеть. Есть у них и проблемы с концентрацией внимания. Цифровая модель клипового мышления не позволяет освоить текст большого объема, ведь там, в интернете, преобладают графики и картинки. Недавно прочла, что в детсадах некоторые малыши, когда рассматривают иллюстрации в книжках, пытаются их увеличить, как изображение на планшете. Вот вам и продвинутость
Вопросы, связанные с воспитанием младшего поколения, в наши дни актуальны как никогда, считает эксперт. В учебе, в освоении нового информационного пространства им успешно помогает школа. В столице с этим вообще проблем нет. Школы оснащены самым современным оборудованием, а Московская электронная школа, по оценке специалистов, вообще не имеет аналогов. Эту интернет-платформу даже называют системой образования будущего. Здесь есть все необходимые образовательные материалы, размещено почти 38 тысяч интерактивных сценариев уроков.
Спору нет, нынешняя школьная программа идет в ногу со временем. И дети оправдывают ожидания. Например, на днях стало известно, что московские школьники завоевали две серебряные медали на IV Европейской олимпиаде юниоров по информатике.
— Конечно, наша эпоха предъявляет свои требования перед молодым поколением, — говорит психолог. — Но человек — не робот. А хорошо, что мы сегодня с малолетства учим детей многозадачности, освоению большого объема информации, это, безусловно, пригодится в будущем. Но требуется и другое. Давно доказано, что ребенок, с которым занимаются родители, быстрее сверстников осваивает знания и навыки. Дело здесь вовсе не в сверходаренности, а в том, сколько в него вложено сил, внимания, заботы и, конечно, любви. И то, какими вырастут наши «зеты» и «альфы», по-прежнему зависит от взрослых, способных учесть особенности времени, в котором растут их дети. «Альфам» очень нужна поддержка и эмоциональная защита, чтобы они смогли раскрыть себя, реализовать творческий потенциал, а не утонуть в море соблазнов, испытаний и искушений. А еще в детей всегда нужно верить. И тогда они смогут по-настоящему вас удивить: свернут горы и изменят мир к лучшему.
СОЦИОЛОГИЯ
Специалисты обнародовали результаты исследования, согласно которому 74 процента российских детей заявляют, что не могут жить без своего смартфона или компьютера.
Читайте также: Учителя создали модель школы будущего