Деньги, которые портят детей

— Мы не будем оставлять наследство своим детям. Вместо этого большую часть состояния нашей семьи мы направим на развитие образования в стране. 100 миллионов долларов будет инвестировано уже в ближайшие 10 лет, — написал Рыбаков в своем Instagram.

Деньги, которые портят детей
© Вечерняя Москва

Это не первый такой случай. Десять лет назад Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррос» и один из самых богатых российских бизнесменов, решил передать все свое состояние на благотворительность.

— Мое состояние не будет передано по наследству. Оно должно работать на благо общества, — заявил миллиардер в интервью Financial Times. Сейчас у Потанина, по данным того же Forbes, семеро детей от разных женщин.

— Отец моих детей — миллиардер и знаменитость. Во-первых, они в моей тени, а во-вторых — какая у них мотивация добиться чего-то в жизни? — пояснил олигарх свою позицию.

Рыбаков и Потанин на самом деле неоригинальны. Отдавать весь капитал на благотворительность стало даже модно. Так, Билл Гейтс и Уоррен Баффет — крупнейшие мировые бизнесмены — тоже решили потратить свои активы на благо человечества и не оставлять детям ничего. Хорошо это или плохо?

На мой взгляд, это даже не хорошо, а единственно верно. Детям нужно давать только стартовые возможности. Главная из них — образование. То есть удочку, а не рыбу. Известна история про Чингисхана, который перед походом в Среднюю Азию позвал старшего сына Джучи, ткнул пальцем в карту и сказал: «Весь этот улус я отдаю тебе». Сын благодарно поклонился. Когда одна из жен зашептала, не слишком ли много он отдает старшему, Чингисхан усмехнулся: «Мне чужих земель не жалко». Еще бы. Они на тот момент не были даже завоеваны! Иными словами, великий монгол дал сыну удочку — в виде войска. А уж поймать рыбу он должен был сам. И, кстати, поймал. Если же отдавать рыбу, то есть готовые, приносящие стабильный доход, активы, дети автоматически превращаются в рантье: нанял управляющего бизнесом, поставил задачи — и иди развлекайся.

Закон об удочке и рыбе работает на всех уровнях. Я знаю с десяток случаев, когда родители, выбиваясь из сил, копили детям на квартиры и машины, а те вырастали никчемными диванными «овощами», потому что им не к чему было стремиться.

Конечно, у детей олигархов квартиры, машины и прочие атрибуты мещанского благополучия останутся. Вряд ли папаши их заберут. Но не будет главного — активов, приносящих доходы. Пусть сами зарабатывают. На самом деле это не жестокость, а как раз забота о детях. Сильными не рождаются. Сильными становятся, преодолевая трудности. В знаменитом Итонском колледже, где почти шесть веков воспитывают будущих политиков и самых влиятельных богачей мира, мальчиков учат выносливости и самообладанию с помощью ледяного душа даже зимой. Им не разрешают спать под теплым одеялом, а за провинность могут бить тростью. Только так — через тернии к звездам.

Есть и еще одно соображение. Большинство российских олигархов свое состояние не заработали, а получили «просто так» в ходе приватизации, оказавшись в нужное время в нужном месте. «Норильский никель» построил отнюдь не Потанин, а советские зэки, многие из которых на этой стройке оставили свое здоровье и жизнь. Согласитесь, было бы честно, попользовавшись этим богатством, отдать деньги на строительство школ, больниц и приютов. Надеюсь, бизнесмен о своем обещании не забудет. А к этому благородному флешмобу присоединятся и другие олигархи.