«Конек-горбунок». История спектакля, который прославил юного Олега Ефремова
Один из лучших спектаклей сезона для всей семьи — так в 1952 году зрители и критики отзывались о постановке «Конек-горбунок» Центрального детского театра. Маленьких и взрослых очаровали сказочные декорации, непринужденное веселье, царившее на сцене, и особенно 25-летний актер Олег Ефремов, который заставил всех по-другому посмотреть на своего простоватого персонажа.
Благородный Иван-дурак
Спектакль, созданный Марией Кнебель совместно с Анной Некрасовой и драматургом Павлом Маляревским, произвел фурор, несмотря на кажущуюся простоту. Совсем как его заглавный герой — с виду обычный конек, а на самом деле волшебный. На постановку тогда обратил внимание молодой композитор Родион Щедрин, вдохновился, и спустя восемь лет на сцене Большого состоялась премьера его балета «Конек-горбунок».
Кнебель предоставила актерам определенную свободу: они могли шутить, озорничать, импровизировать — но только в рамках заданной роли. Взрослых зрителей впечатлили веселые импровизации, а маленьких — смешные бутафорские кони на сцене. Критики же нашли в постановке схожесть с представлениями, которые в старину устраивали скоморохи, — в них тоже хватало и на ходу придуманных шуток, и потешного реквизита.
Особенно блистал на сцене Иван-дурак в исполнении Олега Ефремова. Будущему создателю «Современника» на тот момент было 25 лет. Он покорил зрителей игрой и умением придать персонажу особое обаяние. Ему удалось облагородить Иванушку, и образ деревенского простофили заиграл новыми красками: он выглядел вовсе не дураком, а вполне приятным, неглупым и добрым молодым человеком, способным влюбить в себя с первого взгляда. Стоило только Иванушке появиться на сцене в своей светлой рубахе и улыбнуться, как все смотрели только на него. Молодые москвички снова и снова приходили на детский спектакль, чтобы увидеть обаятельного артиста.
Мечты о МХАТе
А артист Ефремов тогда думал только о работе — он оттачивал свое профессиональное мастерство, старательно избавляясь от недостатков. Как-то ему указали на слишком тихий голос: актер-де говорил на сцене так, что на дальних рядах его почти не было слышно. Ефремов долго искал баланс громкости, стараясь говорить внятно, но при этом не кричать.
Еще с ранней юности он грезил о Московском художественном, но его туда не взяли даже после окончания учебы в Школе-студии МХАТ, во время поступления в которую он легко обошел многочисленных конкурентов. Когда ему отказали в театре его мечты, он устроился в Центральный детский, где на него обратила внимание Мария Кнебель, главный режиссер, — по иронии судьбы бывшая артистка труппы Художественного. Это было в 1949 году.
В Центральном детском театре актеру с ходу дали главную роль в спектакле «Ее друзья» по пьесе Виктора Розова — в будущем он станет любимым драматургом Олега Ефремова. До «Конька-горбунка» он сыграл в спектаклях «Дубровский», «Недоросль», «Горе от ума», «Два капитана» и других. Ефремова по праву называли одним из самых талантливых артистов театра.
От ЦДТ до РАМТ
К моменту премьеры спектакля «Конек-горбунок» Центральный детский театр носил свое имя всего 16 лет — до этого он был Московским театром для детей. Он был открыт в 1921 году. Его создательница, актриса и режиссер Наталия Сац, тогда была ненамного старше своих юных зрителей — ей было около 18 лет. А занялась она просветительской работой еще подростком — с 1918 года Наталия Сац заведовала детским сектором театрально-музыкальной секции Моссовета.
Ее отцом был композитор Илья Сац, создатель музыки к легендарной постановке МХТ «Синяя птица» (1908). Наталия Ильинична, выросшая в атмосфере музыки и творчества, была поражена тем, что в Москве нет отдельного детского театра. Ей пришлось пройти через многие препятствия, чтобы добиться открытия Московского театра для детей, — в то время считалось, что от юных зрителей в зале один дискомфорт.
У театра первое время даже не было собственного помещения. Только потом Сац нашла заброшенное здание кинотеатра «Арс» на углу Тверской и Мамоновского переулка. После долгих уговоров Моссовет передал его новому театру, правда с условием сдавать помещение под кинопоказы по вечерам, чтобы оно приносило прибыль.
Наталия Сац была художественным руководителем и директором Московского театра до 1937 года — тогда Наталию Ильиничну арестовали как члена семьи врага народа. После ссылки она отправилась в Алма-Ату, где открыла Театр юного зрителя (сейчас — Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац). Вернувшись в Москву в 1958-м, она снова занялась любимым делом. В 1964 году она открыла первый в мире детский музыкальный театр — Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац.
Ее первое детище тем временем продолжало жить под новым именем — Центральный детский театр. Во время Великой Отечественной войны ЦДТ эвакуировали в Кузбасс, артисты показывали спектакли на военные темы. В столицу он вернулся в 1943-м, тогда же при нем открылась школа-студия, в которой преподавали педагоги из МХАТа. Мария Кнебель пришла сюда в 1950 году, чуть позже она стала руководителем театра. Ее самые яркие работы, не считая «Конька-горбунка», — «Дети солнца» Максима Горького, «Оливер Твист» Чарльза Диккенса, «Вишневый сад» Антона Чехова. Кнебель говорила: самое важное для нее — видеть, какую атмосферу создает сам актер и как он преображается в своего героя, оставаясь одновременно самим собой. Это и привлекло ее в Олеге Ефремове.
Российским академическим молодежным театром (РАМТ) он стал в 1992 году при художественном руководителе Алексее Бородине.
Помощь Пушкина
Свою знаменитую сказку Петр Ершов написал в 1834 году. Вдохновили автора шутливые сочинения Пушкина. Первые строчки «Конька-горбунка», кстати, отредактировал сам Александр Сергеевич — очень уж ему пришлись по вкусу и замысел, и исполнение. Петр Павлович говорил, что сказка народная, сибирская и все, что он сделал, — это привел ее в надлежащий вид. Он также использовал элементы из других сказок — о Сивке-Бурке, жар-птице и других.
В конце 1990-х некоторые литературоведы считали, что Пушкин написал «Конька-горбунка» целиком, но подарил авторство сказки 19-летнему студенту, не желая делиться гонораром с женой. Аргументы были такими: во-первых, произведение по стихотворному размеру очень похоже на «Сказку о царе Салтане», а во-вторых, Ершов за свою жизнь больше не написал ничего хотя бы отдаленно похожего.
«Конек-горбунок» несколько раз подвергался цензуре при жизни автора. В 1843-м сказку запретили — посчитали неуважительной по отношению к власти и церкви — и забыли о ней на долгое время. Новое, переработанное издание вышло в 1856-м, но и в нем усмотрели что-то недостойное. Следующая редакция — в 1861 году. Всего до 1917 года сказка переиздавалась 26 раз. Попадала она на карандаш и к советским цензорам — в 1922 и 1934 годах.