Учим малыша засыпать самостоятельно: советы эксперта

Ритм дня Для начала нужно наладить ритм дня ребенка, ночные и дневные сны (последние должны быть длиннее часа, так как более короткие сны, даже если их много, не дают ребенку чувства отдыха); необходимо сделать так, чтобы распределение на дневной и ночной сон максимально соответствовало возрасту. https://detstrana.ru/article/malysh-0-1/uhod/rebenok-pereputal-den-s-nochyu-menyaem-rezhim/ «Без этого самостоятельное засыпание не сможет состояться. Кроме того, необходимо следить за временем бодрствования малыша, иначе он будет подходить ко сну перевозбужденным, раздраженным, и в итоге без помощи не уснет», – объясняет Ольга Александрова. «БУСы», или благоприятные условия для сна «На ниточку нанизывается все, что может помочь сну ребенка, и убирается все, что может ему помешать», – рассказывает врач-сомнолог. К «БУСам» относится, например, температура воздуха в комнате, влажность, а также удобство одежды и спального места, ритуал перед сном, режим питания. «Бесполезно учить ребенка навыкам самостоятельного засыпания, если, например, его мучит жажда. Он все равно не сможет уснуть», – утверждает эксперт. И только когда первые два условия буду соблюдены, можно переходить собственно к обучению ребенка навыкам самостоятельного засыпания. Важно! Самостоятельное засыпание – это умение погружаться в сон без помощи извне в тех условиях, в которых ребенок найдет себя ночью. Если ночью он окажется один в кроватке, то и научиться засыпать ему нужно в такой же обстановке. Ассоциации на засыпание Все люди просыпаются ночью между циклами сна. В момент пробуждения мозг анализирует, все ли так, как было во время засыпания. Если условия меняются, человек не может спать дальше. Если ребенок уснул на груди с укачиванием, а проснулся один, мозг дает сигнал тревоги: ситуация изменилась, надо проснуться и кричать. «Научите ребенка засыпать с теми ассоциациями, которые останутся с ним в течение ночи. Если ночью его не будут укачивать и он не получит бутылку с компотом, то эти ассоциации на засыпание необходимо заменить на те, которые останутся: привычное место для сна, темнота, тишина, игрушка, любимый плед», – рассказывает эксперт. Важно! Научитесь различать пробуждения ребенка из-за чувства голода и из-за неумения самостоятельно уснуть. Малыш, у которого есть ассоциации на засыпание, требующие помощи извне, просыпается каждый цикл сна (каждые 40 минут – 1,5 часа). Выбор подходящей методики Что делать родителям, чтобы их малыш научился засыпать самостоятельно?  Для начала выберите ту методику, которая максимально соответствует возрасту и развитию вашего ребенка. Однако имейте в виду: любая из описанных методик требует детальной проработки перед тем, как вы решите применить ее на практике. Мягкие методики для малышей от 3 до 6 месяцев. В первые 3 месяца ребенок адаптируется к внеутробной жизни, у него свои ритмы, и обучение самостоятельному засыпанию в это время бессмысленно. «С 3 месяцев можно пробовать шаг за шагом менять ассоциацию на засыпание на ту, которая не будет требовать помощи извне. Например, с этого возраста можно постепенно разделять грудь и сон. Укачивать ребенка не до полного засыпания, а до дремы, затем пытаться перекладывать в кровать», – поясняет эксперт. Метод трех кубиков. Подходит для детей от 6 месяцев. Задача мамы – перевести слезы протеста в слезы тщетности («все же нормально было, мама, что ты удумала…»), а затем – в принятие. «Таким образом мы оказываем ребенку двойную услугу: и учим его заспать, и учим его принимать то, что в жизни не всегда будет случается так, как он того хотел», – поясняет эксперт. Методика «ЗЗЗ» (заговариваем зубы до засыпания). Подходит для детей от 2 до 3 лет. Задача мамы – не дать ребенку разреветься: отвлечь, заболтать. «Важно ребенка заговаривать не до самого засыпания, а заговаривать, чтобы он не разревелся», – поясняет Ольга Александрова. Следующая задача – чтобы ребенок уснул в тишине и темноте (ровно в тех условиях, в которых он найдет себя ночью). Проснувшись, он просто перевернется на другой бок и продолжит спать. «Таким образом уменьшается количество просыпаний, которые мы слышим. Это средство сделать сон более спокойным, а засыпание – более быстрым», – поясняет эксперт. А этого делать не нужно! Есть также методики, про которые наверняка слышал каждый родитель, но которые использовать не стоит, так как они могут негативно сказаться на психике ребенка. «Оставьте ребенка прокричаться!». Подразумевается, что малыша оставляют в комнате одного, и он плачет, пока не уснет. Есть также методики контролируемого плача (родители выходят на время, затем возвращаются). «Ребенок не понимает что происходит, чувствует себя плохо. Плач означает: «я тебя зову», «мне нужна помощь». А мама не приходит. Или приходит и вдруг уходит. У ребенка происходит разрыв шаблона. Ребенок чувствует себя покинутым, ненужным, ему одиноко, страшно», – поясняет Ольга Александрова. Метод стула. Когда ребенок учится засыпать самостоятельно, мама сидит рядом и игнорирует плач. «Исследования подтверждают: для ребенка – это большой стресс, уровень кортизола зашкаливает. У мамы, правда, тоже», – рассказывает эксперт. При обучении ребенка навыкам самостоятельного засыпания крайне важен настрой, с которым мама идет на это. Она должна быть уверена в своих действиях, должна быть сильным взрослым, иметь ведущую роль. Тогда ребенок сможет положиться на нее и принять ситуацию, которая, может быть, поначалу ему не очень нравится. Когда вам удастся научить ребенка засыпать самостоятельно, вы заметите, что он начнет спокойно относиться к отходу ко сну, будет засыпать быстрее (до 20 минут), ночных пробуждений станет меньше, сон ребенка будет более качественным и глубоким. А вместе с ним – и сон всей семьи.

Учим малыша засыпать самостоятельно: советы эксперта
© Детстрана.ру