Почему мальчик с ДЦП из Волжского не пойдет в армию

Новость о том, что 17-летнего Никиту (имя героя публикации изменено. – Прим. ред.) из Волжского с диагнозом ДЦП собираются призвать в армию, на этой неделе облетела местные СМИ. Действительно ли парню с инвалидностью светит армия, разбиралась «Волгоградская правда.ру».

Почему мальчик с ДЦП из Волжского не пойдет в армию
© Волгоградская правда

У Никиты диагноз «детский церебральный паралич», он инвалид с детства. Этой весной его мама обратилась в суд, чтобы признать сына недееспособным. Суд почему-то прошел без заявительницы и самого парня, при этом Никита не получил нужных документов, поскольку проходил лечение в областном центре. В итоге суд отказал матери в удовлетворении искового заявления. Женщина расстроилась и рассказала СМИ, что ее ребенка признали дееспособным.

– И сказали, что он может идти в армию, заводить детей, усыновлять детей и не нуждается в опеке, – сокрушалась женщина. – А мне сказали выходить на работу. У нас есть справка медико-социальной экспертизы об инвалидности.

Понятно, что мать обжаловала решение Волжского суда в областном суде, который назначил проведение судебной экспертизы на базе Волгоградской областной клинической больницы № 2. Женщина просила поместить ее в больницу вместе с сыном, так как, по ее мнению, медучреждение не приспособлено для инвалидов, но ей не разрешили. Никита провел в больнице несколько дней и уже вернулся домой.

Как сообщили «Волгоградской правде.ру» в комитете социальной защиты населения Волгоградской области, органы опеки по городу Волжскому были приглашены на судебное заседание по признанию недееспособности Никиты. Там отметили, что до судебного заседания парень ни разу не признавался недееспособным.

– Признание недееспособности судом является обязательной юридической процедурой, необходимой для того, чтобы назначить опекуна, как правило, им становится кто-то из ближайших родственников, кто будет представлять все юридические и имущественные интересы гражданина, и для помещения недееспособного лица в социальное или медицинское учреждение в зависимости от его состояния, – пояснили в комитете.

Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева сообщила «Волгоградской правде.ру», что ей известно о ситуации с Никитой, однако с ней по этому поводу никто не связывался.

– Мне известно об этом по публикациям, они привели меня в недоумение, – сказала Нина Болдырева.  – Сегодня я выясняла, где ребенок обучался, в 2019 году он закончил 9 классов по адаптированной программе. Его родители ко мне не обращались. Я уточню их данные и, скорее всего, выйду на них сама. Конечно, ни о какой армии там не может быть речи, я полагаю, это было сказано с иронией.

Родители, чьи дети страдают заболеваниями, связанными с умственным, психическим развитием, по достижении 14-летнего возраста часто обращаются в суд за признанием ребенка недееспособным, пояснила детский омбудсмен.

– Это делается для того, чтобы упростить вопросы, связанные с разными ситуациями, – продолжает Болдырева. – В данном случае обратились, когда ребенку было уже 17 лет, видимо, раньше не было необходимости. Если ребенок достигает совершеннолетия, но при этом страдает заболеванием, которое препятствует ему в самостоятельном выполнении определенных юридических действий, логично, что родители выходят в суд и признают его недееспособным. Это в том случае, если есть заболевание, когда ребенок может не отдавать отчет своим действиям, страдает глубокими психическими нарушениями, умственной недостаточностью. Исходя из публикаций в СМИ, я могу определенно сказать, что суд принимает решение о признании лица недееспособным очень и очень взвешенно. Нельзя просто прийти маме и написать заявление, приложить один документ. Можно сделать вывод, что документов суду было предоставлено мало, мама с ребенком не участвовали в заседании, суд не смог оценить всю совокупность доказательств по этому делу. Если до судебного заседания не проводилась соответствующая судебно-психиатрическая экспертиза, то ее и назначил областной суд. И если ребенок не был ранее признан недееспособным, скорее всего, это не тот случай, когда его могли госпитализировать в больницу вместе с родителем. В понедельник я свяжусь с семьей и спрошу, нужна ли какая-то помощь.

При достижении ребенком с инвалидностью 18 лет у его родителей могут возникнуть сложности, например, при получении пенсии по инвалидности. Для этого и нужно признание ребенка недееспособным.

– Это также необходимо, к примеру, при сделках с жильем. Однако суд может и не признать ребенка недееспособным, такое тоже может быть, – предупреждает Нина Болдырева.

В объединенной пресс-службе судов Волгоградской области подтвердили, что мать мальчика обратилась с апелляцией в областной суд.

– Суд посчитал, что нужно назначить очную экспертизу, обследовать мальчика лично, а не по документам, плюс предоставить документы, которые не были предоставлены на изначальную экспертизу, – сообщили в пресс-службе. – На данный момент дело приостановлено. Как только экспертные документы поступят в суд, будет назначено судебное заседание и апелляционная инстанция примет решение о законности решения Волжского суда.

Источник в военкомате пояснил «Волгоградской правде.ру», что Никита на воинском учете никогда не состоял, так как по состоянию его здоровья и диагнозу изначально был признан негодным к военной службе. «Таким образом, решение суда для вопроса о призыве в армию не актуально», – сказал источник.

Слезы матери и ее тревога, когда приходится отпускать плохо приспособленного ребенка одного в больницу, понятны. Однако в данном случае решение положить Никиту в больницу без мамы скорее продиктовано регламентом медучреждения.