Войти в почту

Исследование сломало стереотип о каникулах школьников

Исследование сломало стереотип о каникулах школьников

По данным исследования крупного образовательного сайта, оказавшимся в распоряжении «МК», две трети российских школьников занимались этим летом дополнительно не менее часа в день, а кое-кто — и все три часа. Многие, по словам авторов исследования, делали это не по велению родителей, а по собственному почину. Мы решили выяснить: неужто школьники, прочувствовав недостатки дистанционки, решили восполнить пробелы, образовавшиеся в их знаниях при переходе на эту форму обучения?

Фото: pixabay.com

То, что пандемия коронавируса до неузнаваемости изменила учебный процесс, известно всем. Однако наперекосяк, как оказалось, пошли и летние каникулы. Ибо внезапно выяснилось: две трети детей школьного возраста, вместо того, чтобы на отдыхе гулять, слушать музыку, гонять на велике или на худой конец сидеть в соцсетях, вдруг кинулись учиться.

Самыми популярными для дополнительных занятий этим летом, по данным исследований, оказались дисциплины из школьной программы — математика, русский и английский языки: их указали 67% юных респондентов. При этом особенно любопытно, что более 40% школьников самостоятельно выбрали приоритетные предметы, и около трети (31,7%) занимались ими регулярно около часа в день, а самых активных, которые тратили на учебу более 3 часов в день, набралось 4,9%!

То есть занятия по школьной программе заняли этим летом удивительно значимое место в жизни российских школяров.

Впрочем, еще удивительнее другое. «Ученики, которые занимались,- отмечается в исследовании,- не только оправдали ожидания старших, но и показали высокий уровень организованности и самодисциплины: 53% родителей сообщили, что ребенок в большинстве случаев изучал материал самостоятельно, а 34% – что решение заниматься дети приняли сами». Однако самое невероятное, что «и родители, и дети близки в своих оценках полученного летом опыта. Так, подавляющему большинству школьников (72%) понравилось (!) заниматься. 80% взрослых уверены, что их дети положительно или нейтрально отнеслись к учебе на каникулах, и только 20% не наблюдали интереса у ребенка».

Причины этого небывалого прилива трудолюбия у школьников, конечно, надо исследовать подробнее. Но со школьными проблемами, как свидетельствует опрос, их связывает лишь каждая четвертая семья: 13% родителей признались, что таким образом дети пытались подтянуть знания, которые просели на карантине, а еще 11% – что целью летних занятий была борьба с плохой успеваемостью по определенным предметам в течение года. Большинство же (72%) родителей отметили, что «учеба летом стала способом организовать досуг ребенка». Как говорится, любое развлечение хорошо в отсутствии других развлечений…

Не подтверждают исследователи и версии, что главным мотиватором усиленной учебы на каникулах стал страх родителей и детей перед Всероссийскими проверочными работами – ВПР, обещанными школьникам в начале учебного года:

– Летние учебные занятия, конечно, были направлены на повторение материала прошедшего учебного года и восполнение пробелов,- заявила «МК» один из организаторов исследования, руководитель направления по взаимодействию с учителями Екатерина Латыпова.- Но мы не думаем, что проверочные работы в начале учебного года выступали дамокловым мечом. Входной мониторинг по предметам школьной программы — это стандартная практика для российских школ.

– Данные, которые получили коллеги, интересны тем, что отличаются от бытовой картины, от стереотипа о каникулах, к которому мы привыкли,- прокомментировал «МК» итоги исследования региональный директор программы «Учитель для России» в Новгородской области Ярослав Артюхин. – Однако очевидно, что занятость будет очень различной в зависимости от местности. Так, например, для детей, которые проводят лето в деревне (или городском частном секторе) лето – еще и период работы на огороде и большего объема работ по хозяйству. Так что этот вопрос стоит изучить внимательнее. В целом же надеюсь, учителя и родители смогут поддержать это явление. Разумно комбинируя нагрузку и оставляя пространство для самостоятельного обучения подростка, взрослые дадут возможность и пространство для развития авторской позиции ученика по отношению к собственной учебе, да и жизни в целом.

Источник