Почему в Приамурье хромает работа с трудными детьми?
Почему текучка?
Главные претензии - к кадровому составу комиссий. К примеру, в Ромненской районной организации за последний год сменилось четыре ответсека, а у руководителей в семи территориальных комиссиях опыт работы - менее года. В Мазановском же районе в течение четырёх месяцев не было ни ответсека, ни председателя. Из-за этого дела об административных правонарушениях не рассматривались, а нарушители ушли от наказания.
Что скажут сами районы?
- У нас сменилось два ответсека, а не четыре, - пояснила действующий ответсек Ромненской комиссии Валентина Прищепа. - Один переехал в Благовещенск. У второго, как оказалось, не было соответствующего образования. Поэтому человеку после обнаружения этого факта прокуратурой пришлось уволиться. Должна сказать, что труд секретаря не тяжёлый, но интересный и полезный. В своей работе с неблагополучными семьями мы чаще всего сталкиваемся с неисполнением родительских обязанностей по воспитанию, обучению детей.
В Мазановской же комиссии к моменту нашего звонка и секретарь, и его помощник оказались на больничном, и, судя по всему, серьёзном: «Они находятся в больнице и беседовать не могут», - сообщили в организации.
В службе по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Приамурья подчеркнули, что в районах действительно часто меняются работники. Но точную причину текучки не назовёшь - молодёжь просто приходит и уходит. Техническая же база везде работает исправно.
Недочёты обнаружились также в Белогорске. Так, некоторые семьи здесь состоят на учёте ещё с 2013 г. Вывод федеральной проверки - в комиссии не всегда понимают, как правильно оценить причины неблагополучия семьи, её потенциал, и как выстраивать индивидуально-профилактическую работу.
- Мы не сторонники лишения родительских прав, и с семьёй работаем до последнего, даём родителям шанс на исправление, предлагаем пролечиться, например, от алкогольной зависимости, найти работу. Всё это, конечно, занимает определённое время, - сообщила белогорский ответсек Лада Новикова. - В особо тяжёлых случаях приходится забирать ребёнка, ждать улучшения ситуации. Но если видим, что семья трудится, старается, исправляет замечания, то снимаем её с учёта.
«Заставим измениться!»
Добавим, что большой проблемой стали зарегистрированные нарушения прав детей. В том же Белогорске из-за документальной волокиты часть воспитанников до сих пор не включена в списки на получение квартир. В с. Поярково Михайловского района спустя рукава проверялась сохранность жилья детей-сирот. Ни администрация, ни органы опеки не заинтересовались нерегулярными, некачественными отчётами.
- Кроме того, в Белогорском детском центре ни один ребёнок не получает алименты. Значит, учреждение плохо взаимодействует с приставами, которые сами долго не отвечают на запросы, а органы опеки не торопятся высказывать претензии, - дополняют советники Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка. - Процветает и формальный подход к индивидуальным планам развития и жизнеустройства ребёнка. Нет информации о работе по возвращению детей в кровную или замещающую семью. С прошлой проверки в 2018 г. руководству региона давали соответствующие рекомендации, но выполнена только часть их, из-за чего по ряду направлений продолжаются системные нарушения прав детей. Комиссии по делам несовершеннолетних плохо взаимодействуют с заинтересованными структурами, и мы намерены буквально заставить регион изменить ситуацию.
Прокомментировать сказанное мы попросили уполномоченного по правам ребёнка в Амурской области Наталью Третьякову.
- Проверка комиссий проводилась непосредственно при моём участии. Я согласна с озвученными нареканиями. Но стоит заметить, что часть возникших замечаний при проверке была устранена сразу, - сказала Наталья Павловна. - В ходе федеральной проверки акцент делался на усиление эффективности межведомственного взаимодействия. Но эта задача реализуется в амурских ведомствах. Планируется проанализировать её успешность. А для ответсеков проведут методические семинары с разбором выявленных проблем и способов их решения.
Также стоит помнить, что нарушение прав детей - это не только плохие условия жизни. Проблем множество.
- Мы, например, работали с вопросом влияния рекламы на психику детей, с травлей в школах. Изучали, насколько проводимые концерты и праздники в городе полезны для восприятия детей. Проверяли безопасность канцелярских товаров, например, дневников и обложек тетрадей, - рассказала член Общественного экспертного совета при уполномоченном по правам ребёнка, доцент кафедры психологии и педагогики АмГУ Наталья Кора. - Также мы посещали детдома и дома опеки - рассказывали воспитателям, как защитить ребёнка от насилия.
По мнению Натальи Александровны, причина нарушения прав детей - в низком уровне психологической культуры среди населения.
- Родители будто думают, что ребёнок вырастет сам по себе, станет умным и взрослым. Но его надо воспитывать. А чадо копирует поведение родных и близких. Если родители не разъясняют, как и почему взрослые так себя ведут, то дети продолжат бессмысленно повторять за ними. А в будущем ребёнок может найти другой авторитет, который может им манипулировать.
Между тем
Комплекс мер по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, разработанный в Приамурье, вошёл в реестр лучших практик РФ. В 2018-2019 гг. в Свободном провели занятия с проблемными ребятами: вовлекали их в кружки и клубы по интересам, водили на выставки и в музеи, организовывали трудовые профильные смены: уборка территории, высадка цветов. Задача программы - улучшить психологическое состояние детей, изменить их отношение к миру, к людям, к себе. По итогам проекта почти 40% юных амурчан были сняты с учёта комиссий по делам несовершеннолетних. А число ребят, совершивших преступления, сократилось вдвое.