Диагноз от психиатра: «Германия тупеет»

Имя 65-летнего доктора медицины Михаэля Винтерхофа известно далеко за пределами Федеративной Республики. Он детско-подростковый психиатр и психотерапевт, а также автор целой серии книг о развитии ребёнка. Выходят они большими тиражами и всякий раз вызывают широкий общественный резонанс.

Диагноз от психиатра: «Германия тупеет»
© Свободная пресса

Однако в профессиональной среде каждую новую работу Винтерхофа встречают ожесточённой критикой. Так было с вышедшей в 2008 году его первой книгой «Почему наши дети становятся тиранами» («Warum unsere Kinder Tyrannen werden»), так было и с последней — уже девятой по счёту его книгой, названной им с тевтонской прямотой «Германия тупеет. Как образовательная система выстраивает будущее наших детей» («Deutschland verdummt: Wie das Bildungssystem die Zukunft unserer Kinder verbaut»). В этой работе доктор Винтерхоф указывает на «опасные последствия произведённой реформы системы образования, которые можно наблюдать не только в Германии, но и в любом государстве, идущем в ногу со временем».

Основные тезисы этой книги доктор Винтерхоф так изложил в беседе с редактором журнала Focus:

«Сегодняшним выпускникам школ не хватает элементарных социальных навыков, чувства пунктуальности, - констатирует он. - Многим не хватает базовых знаний немецкого языка и математики. На первом месте у детей и подростков стоит мобильный телефон. Отсутствие социальных навыков и широко распространённые самоуверенность и эгоцентризм приводят к тому, что всё больше и больше школьников бросают учёбу, более трети выпускников школ не выдерживают испытательного срока при обучении профессии - это данные исследования Фонда им. Конрада Аденауэра».

Причиной такого явления доктор Винтерхоф называет «неправильную образовательную политику»:

«Около 20 лет назад вся образовательная система была вывернута наизнанку – к сожалению, к худшему. Было навязано так называемое автономное обучение, при котором дети в основном проходят материал самостоятельно, тогда как учителю отведена роль помогающего компаньона. Движущей силой такой перестройки являются Организация экономического сотрудничества и развития с её тестами PISA и идеологи, призывающие политиков навязывать соответствующие реформы населению и учителям».

По Винтерхофу, «теперь детям не хватает воспитателей, на которых они могли бы ориентироваться и развивать свой эмоциональный и социальный интеллект. В процессе самостоятельного обучения детсадовец должен сам решить, в какой игровой комнате и когда ему находиться и чем заниматься; школьники должны заниматься самостоятельно как можно больше. Но результаты подобного образования никогда не изучались! Если медик разрабатывает новый метод лечения, то этот метод должен быть несколько раз протестирован. Если же новая идея возникает в образовании, то она легко реализуется со всеми её последствиями для детей».

Как подчёркивает Винтерхоф, «дети нуждаются во взрослых воспитателях. Социальные навыки и способность к работе могут развиваться только через обучающие занятия. Даже сама форма уроков менее важна. В результате неправильного воспитания, если со стороны людей не будет противодействия, общество ожидает катастрофический дисбаланс: наши дети вырастают нарциссами и эгоцентристами, которые не заботятся о других, только вертятся вокруг самих себя и ежедневно ориентированы только на удовлетворение собственных желаний. Уважение больше ничего не значит. Однако в социальном государстве люди должны жить друг для друга. Люди же, которые ведут себя, как маленькие дети, не способны работать - они взрывают эту систему».

Категорически отвергает Винтерхоф и «абсолютно неправильный», по его убеждению, подход к цифровым технологиям: «Смартфоны и подобные им устройства не должны находиться в руках детей младше 10 лет, потому что они препятствуют их умственному развитию, - говорит он. - Постоянное удовлетворение желания быть в интернете переносит детей в параллельный мир. Занятия с этими устройствами должны иметь место в школах, но дети нуждаются в оазисах, свободных от цифровых устройств. Взрослые сегодня также страдают от постоянного напряжения из-за изобилия гаджетов. Родители должны подавать пример своим детям как воспитатели, отдыхая от смартфонов».

Для спасения от образовательной катастрофы Винтерхоф предлагает упразднить автономное обучение и уменьшить количество детей в группах детских садов и в школьных классах. «Учителя вновь должны получить возможность учить, а не выполнять роль наблюдателей», - бьёт в набат психиатр. Наряду с тем, он напоминает, что пробелы в психическом развитии детей и подростков ещё можно успеть заполнить до достижения ими возраста 25 лет: «Если бы надежды на это не было, моя книга не появилась бы на свет», - резюмирует психиатр.

Уже самая первая работа Винтерхофа — вышедшая в 2008 году 224-страничная книга «Почему наши дети становятся тиранами», - вызвала яростную критику со стороны идеологов образовательной перестройки.

Одни из них обвиняли автора в том, что «своими недифференцированными тезисами и рекомендациями он в одностороннем порядке нацелен на послушание и тем самым способствует холодному воспитательному климату, тогда как послушание препятствует развитию интеллекта и свободе ребёнка».

Другие осуждали его за «манипулятивный тон», «популизм» и «отсутствие эмпирических доказательств».

Третьи шельмовали за то, что он «опирается исключительно на случаи из собственной психотерапевтической практики, которую обобщает, но это примерно то же самое, если директор тюрьмы написал книгу о морали общества и приводит в качестве доказательств преступную карьеру своих заключённых».

Четвёртые называли смоделированный им сценарий грядущего социального коллапса «экзальтированным», жаловались на «неоправданно негативную оценку им современного стиля воспитания» и призывали считать показанную им «неспособность родителей к воспитанию своего ребёнка проблемой меньшинства, чья фактическая численность составляет от 7,5 до 10 процентов» (?).

Пятые указывали на «архаичность тезиса о нарциссическом тиране, встречающегося ещё в воспитательной литературе 1950-х годов».

А шестые обличали Винтерхофа в том, что «истоки применяемого им понятия „ребёнок-тиран“ восходят к авторитарной педагогике нацистского периода (ну да, как же без этого!..) - в частности, к соответствующим работам Йоханны Хаарер» (уточню: как пишет немецкая Википедия, «очищенные от национал-социалистической терминологии работы Хаарер по воспитанию детей переиздавались в ФРГ и после 1945 года, оказывая влияние на матерей военных и послевоенных поколений»).

Столь же бурным неприятием идей и выводов доктора Винтерхофа идеологи образовательной перестройки встречали и все его последующие работы, в том числе и последнюю книгу «Германия тупеет». Так, леволиберальная газета Die Zeit назвала её автора «Тило Саррацином от воспитания в Германии» («Winterhoff gilt als der Thilo Sarrazin der Erziehung in Deutschland»).

Поясню, что имеется в виду.

После выхода в сентябре 2010 года книги «Германия самоликвидируется» («Deutschland schafft sich ab») имя её автора — видного деятеля СДПГ, члена правления Федерального банка Тило Саррацина — стало известно далеко за пределами немецкоязычного пространства. В этом объёмном труде (в книге 464 страницы) Саррацин ещё за пять лет до грянувшего осенью 2015 года миграционного кризиса подверг резкой критике экономическую, социальную, демографическую, образовательную и миграционную политику ФРГ. Немецкий официоз встретил тогда книгу в штыки. Как сообщала государственная медиакомпания Deutsche Welle, «Главный тезис автора этой книги — Германия неуклонно глупеет, поскольку детей здесь рожают лишь мигранты-мусульмане и безработные».

«Диагноз», поставленный экономистом Саррацином в далёком 2010 году, сегодня подтверждает доктор медицины Михаэль Винтерхоф. Но в отличие от реального Тило Саррацина, который за свою непримиримую позицию в отношении миграционной политики правительства Германии был изгнан со всех постов и исключён из СДПГ, членом которой являлся без малого полвека, доктору Винтерхофу вряд ли угрожает что-либо подобное. Выборной должности он не занимает. Работает не в госсекторе, а в собственном врачебном праксисе. Лишать же его лицензии на врачебную деятельность нет никаких оснований. Другое уж дело — что его призывы к отказу от доминирующей в Германии партнёрской модели воспитания, скорее всего, останутся, как и прежде, гласом вопиющего в пустыне...

По Винтерхофу, «выросшие на партнёрской модели воспитания люди, которым сегодня по 20-30 лет, гораздо инфантильнее предыдущих поколений: они избегают ответственности, они не стремятся заводить прочные отношения, они не желают образовывать семью, они избалованы, эгоистичны, ленивы...»

Словно подтверждая наблюдения и выводы доктора Винтерхофа, немецкое интернет-издание Liberale Warte в статье «Avanti Dilettanti!» («Вперёд, дилетанты!») недавно писало:

«В нашем запутанном мире работа в качестве профессионального политика становится всё более сложной. Поэтому необходимо критически взглянуть на древнюю роль народных представителей. Вот недавно в Бундестаге разгорелась очередная дискуссия на эту тему. Но вместо того, чтобы разобраться с вопросом, какие требования предъявляет высокий мандат к тем, кто направляется своими партиями в профессиональные парламенты, лево-зелёные неуклюже атакуют своих критиков. Однако, в отличие от их утверждений, отнюдь не дискриминационно требовать минимального уровня образования от каждого, кто выбирает профессию политика. Многие депутаты Бундестага могут рассчитывать не только на соответствующий жизненный опыт, но и на профессиональную подготовку вне политики. Но чем дальше продвигается по служебной лестнице левый или зелёный депутат, тем чаще отсутствие знаний маскируется идеологической завесой. И создаётся впечатление, что когда дело касается оценки климатических, экологических, энергетических, иммиграционных или интеграционных проектов, то идеологи (этих партий) считают помехой способность предвидения депутатами последствий своих решений. <...> Любой, кто в 2020 году всё ещё отрицает необходимость определённых профессиональных и личных качеств для выполнения важной парламентской работы с максимально возможной пользой для общества, тот, очевидно, озабочен только поддержанием лево-зелёной лжи, а также и в том, чтобы не дать разуму возможность одержать победу над всё более распространяющимися идеологиями лево-зелёных».

Германия