Войти в почту

Как игра в «Майнкрафт» делает учебу в разы интереснее: интервью с учителем информатики

Подрастающее поколение требует кардинально нового подхода в обучении, и для этого учителям приходится осваивать современные методики, технологии и просто интересоваться, чем живут их ученики. О том, что такое игровая среда в образовании и как бесконечный генератор булыжников (конечно же речь о «Майнкрафте») поможет в освоении профессии программиста, мы поговорили с Романом Никитиным, преподавателем информатики онлайн-школы «Фоксфорд». Роман никогда не думал, что будет заниматься дополнительным образованием, но судьба забросила его на факультет защиты информации. Еще будучи студентом, он стал подрабатывать педагогом по программированию. Постепенно преподавательская деятельность затянула его: он стал придумывать свои задания и курсы, а главное — получать удовольствие от работы с учениками. Роман, почему вы выбрали работу с детьми? Сейчас много образовательных онлайн-площадок для взрослых, где популярно ваше направление работы. Я чувствую, что мое призвание сейчас поработать в «ясельной группе» в мире, где ребенок становится программистом. Во-первых, мне нравится показывать детям, что программировать несложно. Потом они уже сами решат, хотят ли они сделать это своей профессией. Во-вторых, само общение с детьми приносит мне радость. У меня образ не преподавателя, а человека, который может рассказать что-то интересное, помочь, со мной можно проблемы по учебе обсудить. Несмотря на это, я держу с детьми дистанцию, берегу свои и их границы. Мне, например, очень нравится называть ребят на «вы», и им, кстати, это тоже нравится. Я говорю: «Егор Андреевич, как успехи?». И всегда встречаю положительную реакцию. С какими запросами родители приводят к вам детей? Есть ли амбициозные запросы в духе «Подготовьте моего ребенка к работе в Google»? Чаще всего дополнительное образование воспринимается как развлекательный кружок. Основной запрос, чтобы ребенок провел свободное время с пользой. Я всегда говорю, что между уроками программирования и работой в Google есть промежуток. Довольно большой. Если ребенок начал программировать в четвертом классе, то это не значит, что в шестом он уже будет выигрывать олимпиады и так далее. Если подросток действительно имеет амбициозные планы на свое будущее, то его ждет многоступенчатый процесс подготовки. То, что происходит на моем курсе, — это первая ступень. И моя задача на этом пути — обнаружить и поддержать искру к познанию. Программирование в этом плане — сложный процесс, для которого необходимы внимание и усидчивость. И без этого огня, без этой искры, без понимания, зачем это ему вообще нужно, будет очень сложно. Многие именно на этом этапе ломаются, потому что нет мотивации. Программирование как предмет — это не сложно, но программирование, как любое ремесло, требует терпения, навыков и, конечно, желания добиться результата. Вот этому мы на курсах и уделяем внимание — мотивации. И, когда программа заканчивается, я говорю ребятам: вы мои курсы переросли, мы тут с вами просто в «Майнкрафт» играли, теперь пора двигаться дальше. И подсказываю им направление, рекомендую какие-то курсы, которые им подойдут. Если образно, они из «яселек» уже переходят в группы постарше. А дети с какой целью приходят? Изначально почти все приходят с одной мотивацией — поиграть в «Майнкрафт». Наша задача — эту мотивацию немножечко перенаправить на занятия программированием. Ты как бы внутри «Майнкрафта», но занимаешься программированием. И, конечно, некоторые ребята успешно переквалифицируются из игрока в программиста. Что происходит на занятиях? Вы играете вместе в компьютерную игру? Занятие построено следующим образом: есть некая задача, которая существует внутри игры. Ученик уже погружен в игровую среду, которая для него привычна. И в этой привычной игровой среде мы решаем задачу из игры, но с помощью элементов программирования. Получается, что мы перестраиваем мышление — в обычной ситуации ребенок по-другому решил бы эту задачу, каким-то непрограммистским способом. Например, срубил бы дерево топором, а не с помощью робота. А мы его ставим в такие рамки и в такие условия, что дерево можно и нужно срубить только с помощью созданного и запрограммированного им робота. То есть мы решаем задачи с помощью набора инструментов, который похож на элементы других языков программирования. Сейчас есть проблема объяснить родителям, что онлайн — это серьезно? У родителей всегда одни и те же опасения: если занятие проходит в игре, они боятся, что у него нулевая образовательная ценность. Это касается совершенно любого курса — неважно, проходит он онлайн или офлайн. Чтобы убедить их в обратном, надо просто показать, как ребенок учится в игре. На онлайн-занятии родители могут понаблюдать за тем, как происходит обучение. Обычно после этого вопросов не остается. У игрового формата есть особенности. Мы не можем сказать: «Ребята, сегодня мы изучаем циклы. Циклы делаются так-то и так-то». Это лекторская подача, академическая. В игровой среде все происходит не так: дети не готовы отвлекаться на терминологию и обучение, потому что они увлечены другим. И поэтому наша задача в игре — создать такие условия, чтобы дети сами были заинтересованы в изучении нового материала. Такая мотивация гораздо эффективнее. Например: «Ребята, сегодня мы построим бесконечный генератор булыжника». Но в конце мы должны обязательно сформулировать итог так, чтобы каждый услышал: «Сегодня мы не просто делали бесконечный генератор булыжника, мы сегодня изучили вечный цикл. Эта конструкция используется во многих других языках программирования». Если говорить в рамках этих образов, то хотелось бы вам, чтобы ученики в этом геймифицированном формате доходили, например, до одиннадцатого класса? Геймификация сама по себе — хороший инструмент для обучения и детей, и взрослых. Просто в какой-то момент у человека возникает потребность поглощать все больше и больше знаний, и геймификация будет скорее мешать, чем помогать. Потому что она в основном нужна для поддержки мотивации, а если мы ее уже задали, то человек знает, куда идет, он начинает поглощать новую информацию без вспомогательных инструментов. Что выбрать: онлайн или офлайн? Я бы сказал — хороший образовательный продукт. Потому что и онлайн можно сделать хорошо, и офлайн можно сделать плохо. Здесь важна работа методиста, который разрабатывает программу, делает ее максимально гибкой под потребности учеников. Так что формат работы совершенно неважен в этом случае. Главное, чтобы все участники образовательного процесса получали то, за чем они пришли — знания и удовольствие от процесса. Если эта цель достигнута — значит, мы хорошо поработали. И надо продолжать в том же духе. Фото: Depositphotos Читайте нас также в Яндекс.Дзен!

Как игра в «Майнкрафт» делает учебу в разы интереснее: интервью с учителем информатики
© Letidor.ru

Подписывайтесь на наш канал

!