Атаман Алексей Гладков: «Здорово дневали!»
Безопасность – наше все
Подавляющее большинство современных хантымансийцев или родилось на этой земле, или в свое время приехало из южных регионов страны. А вот наш герой является редчайшим исключением – он перебрался из еще более северного региона – Ямала. Родился он в городе Лабытнанги, а в 1992-м его семья переехала в Ханты-Мансийск.
В следующем году он окончил школу №1 и поступил в Дальневосточный институт советской торговли, но в 1995-м вернулся в столицу Югры. Середина 90-х – удивительный и фантасмагоричный период новейшей российской истории, когда вся страна окунулась в бурлящий водоворот рыночной экономики. Вот и Алексей попробовал себя в нескольких ипостасях, работал на различных предприятиях, специализируясь на торгово-закупочной деятельности.
С 2007 года перешел в «Югралесхоз», где возглавил пункт приема и переработки дикоросов. Под его руководством буквально с нуля началось успешное продвижение бренда «Берендей», чья продукция не раз становилась победителем на межрегиональных и всероссийских выставках.
А в 2018 году Алексей кардинально сменил сферу деятельности, став начальником отделения в Управлении ведомственной охраны Минтранса России. В его подчинении находятся 18 сотрудников, которые обеспечивают безопасность на важном транспортном объекте - авторечвокзале Ханты-Мансийска.
Горожане и гости окружного центра отмечают, что несущие здесь охрану люди в форме всегда корректны, выдержаны, хотя и достаточно строги. Наш герой подтверждает эти выводы:
- Все наши сотрудники аттестованы, перед приемом на работу проходят обучение и глубокое психологическое тестирование – почти как в полиции. Они ежегодно выезжают в Сургутский учебный центр, где их ждет тестирование и экзамены на применение спецсредств.
По словам Алексея, служба отделения идет в штатном порядке, какие-либо инциденты случаются, к счастью, очень редко. Не вызывает нареканий пассажиров и необходимость проходить через рамки металлоискателей и досмотр багажа.
- К необходимости соблюдения мер безопасности люди относятся с пониманием и реагируют адекватно, - считает Гладков. – Конечно, для этого необходима была большая разъяснительная работа. Проблемы порой возникают только с вахтовиками, которые возвращаются домой и по несколько часов ожидают рейсовый автобус. Но в целом культура наших граждан растет.
Впрочем, случаются в буднях транспортной безопасности и запоминающиеся факты:
- Помню, как наши сотрудники вместе с матросами выловили из Иртыша двух нетрезвых купальщиков. Заметили, отреагировали и не дали погибнуть горе-пловцам.
«С нашим атаманом не приходится тужить!»
Вторую, гораздо более важную ипостась нашего героя, трудно отнести к категории «общественной». Это и его личная потребность, и дань памяти предков, и долг перед Родиной, и еще много-много всего. Эта ипостась называется «казачеством», ведь Гладков является атаманом хуторского казачьего общества «Хутор Обь-Иртышский».
- Сейчас для меня казачество - неотъемлемая часть жизни. Мои родовые корни теряются в степях Ставрополья и Кубани, - рассказывает наш герой. - Я стал казаком в далеком 1995 году, когда здесь, в Ханты-Мансийске, была образована станица Самаровская. Год служил в патрульно-постовой службе – тогда мы относились к внештатным сотрудникам милиции. Было интересно.
С большим увлечением собеседник повествует о многочисленных и разнообразных формах работы казаков. Они плотно взаимодействуют с окружным департаментом недропользования, участвуют в проектах по экологии, в мониторинге лесных пожаров, совместно с представителями Администрации города - в патрулировании по соблюдению масочного режима, сотрудничают со структурами ГО и ЧС, в частности, осуществляют противопожарное дежурство в малонаселенных поселках. Будучи начальником штаба Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Ханты-Мансийского автономного округа, Гладков налаживает взаимодействие со всеми сторонами.
Сегодня в Югре насчитывается 1003 реестровых казака, из них в хуторе Обь-Иртышском – 29, а в станице Ермаковской, которая объединяет казаков Ханты-Мансийского района – более 100.
- Есть у меня задумка – создать казачью дружину по охране общественного порядка. Такие существовали ранее и работали на безвозмездной основе. Проблема в том, что казаки-дружинники не были защищены социально. И эту проблему необходимо решать, - продолжает свой монолог собеседник.
Казаки ведут большую военно-патриотическую работу с подрастающим поколением. Регулярно встречаются со школьниками, в частности, в стенах библиотеки, беседуют, рассказывают «о подвигах, о доблести, о славе». Заместитель атамана Михаил Панков организовал занятия по фланкировке (упражнения, нарабатывающие культуру и навык обращения с холодным оружием), которые поначалу проводили для детей из казачьих семей. В планах на ближайшее будущее – организация окружного массового мероприятия, которое бы занималось популяризацией казачьей культуры, сохранением самобытного фольклора.
Казачество и православная вера – это две неотъемлемые составляющие. Поэтому наши «станичники» постоянно дежурят на больших праздниках в храмах, у Рождественской купели, принимают участие в Крестных ходах. Налажено хорошее взаимодействие с Ханты-Мансийской епархией.
Впрочем, есть в деятельности казаков и проблемы, одна из наиболее существенных - отсутствие помещения, где люди имели бы возможность собираться для обсуждения насущных вопросов.
Как стать казаком?
Не мог не поинтересоваться у собеседника – а что нужно для того, чтобы стать казаком?
- Кандидат проходит три месяца обязательного испытательного срока, в течение которого мы наблюдаем за его поведением, а он выполняет наши поручения, беседует с батюшкой, готовится к принятию присяги. Кстати, казачество - второе сословие после священнослужителей, кто дает присягу на Евангелии. Это торжество чаще всего проходит 19 декабря – в День Святителя Николая Чудотворца, покровителя Сибирского казачьего войска.
А кем, по мнению Алексея, является казак сегодня, в XXI веке?
- В моем представлении казак – это олицетворение порядочности, чести и мужества. Убежден, что в нашем обществе крепнет уважение к представителям этого сословия, своим примером демонстрирующим настоящую, безыскусную любовь к Родине.
На протяжении веков у казака было две обязанности, два дела, которые являлись основополагающими всего его существования – пахать землю и служить Отечеству. Гладков до сих пор служит, обеспечивая безопасность важного объекта. Конечно, заниматься хлеборобством в Ханты-Мансийске проблематично, но он тоже в меру своих сил преображает свой уголок земли.
- В свободное время занимаюсь домом, который мы два года назад купили по ипотеке, - с нотками гордости в голосе говорит Алексей. - Помаленьку обзаводимся хозяйством, завели курочек, крольчиху, которую ребятенок с увлечением кормит.
Жена атамана Наталья работает бухгалтером, дочь Полина - преподаватель физкультуры, а сын Володя учится во втором классе.
- Сын проявляет интерес к казачеству, по мере сил участвует в мероприятиях, у него даже есть своя шашка, с которой он ходил на фланкировку. Нет, я ни к чему его не принуждал, просто он берет пример с отца, видит, как я поступаю, и повторяет – снимает шапку перед церковью, крестится, по-казачьи приветствует: «Здорово дневали!»
Несмотря на всю власть терско-кубанских казачьих корней, наш город властно держит Гладкова:
- Ханты-Мансийск давно стал настоящей Родиной, не представляю себя вне его. Здесь родились мои дети, а мы принимали участие в становлении этого города. И, надеюсь, еще удастся сделать немало доброго для общего блага.
Андрей Рябов
Человек, обучающий «детскому мату»