Как музеи Приволжья выживают в пандемию: камеры вместо посетителей и мечты экскурсоводов
Музейщики стали видеоблогерами Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник – один из крупнейших музейных комплексов во всем ПФО. У него семь больших филиалов, а в фондах хранится более 320 тысяч различных экспонатов. Несмотря на традиционность музейной работы, его сотрудники всегда старались следить за современными технологиями. С весны этого года им пришлось делать это оперативнее – некоторое время все музеи работали только в онлайн-режиме. «Когда люди ушли на самоизоляцию, мы начали перестраивать работу. Нам повезло - в нашем отделе это заняло примерно три дня. С нами работает хороший оператор, он быстро освоил, как делать онлайн-экскурсии, виртуальные экскурсии. Также монтировать и создавать видео научился дизайнер, который и раньше работал на удаленке. Говорит, что новые навыки пошли ему на пользу. Вначале выходили 2-минутные ролики, снятые на мобильный телефон, а сейчас у нас профессиональная съемка на камеру. Только за лето нам удалось создать около 300 оригинальных видео о музейной жизни», - рассказывает Павел Плохов, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Большинство важных выставочных событий, к которым музейщики готовятся долгое время – День Победы, «Ночь музеев», «Ночь искусств» - в этом году прошли вовсе не так, как хотелось. Чтобы не собирать много посетителей, основные мероприятия перешли в интернет-пространство. Однако в следующем году в регионе ожидается заметная дата – 800-летие Нижнего Новгорода. Подготовка к юбилею идет уже несколько лет, и пандемия серьезно спутала все карты. «Ремонтные работы, необходимые для подготовки к юбилею и запланированные на весну-лето, совпали с особо жесткими ограничениями. Нам приходилось корректировать работу по ходу, потому что пандемия принесла неприятные последствия. Даже в период жесткой самоизоляции нас привозили в музеи, где мы старались не бросать проекты, делать выставки. Но музейщикам всегда хочется работать с живым материалом, с предметами, с людьми», - говорит Павел Плохов. По его словам, сейчас многие экскурсоводы и научные сотрудники музеев научились работать на камеру. Изначально людей поставили перед фактом – нужно снимать видео, но вести онлайн-экскурсии для многих оказалось сложнее, чем делать это живьем. Тем не менее, через полгода многие эту работу освоили и даже полюбили. В НГИАМЗ, как и в любом крупном музее, привыкли планировать выставки и другие мероприятия на год вперед. В 2020-ом, при всем желании сотрудников, полностью реализовать планы не получилось. На 2021-ый пока боятся даже загадывать. Идеи есть, возможностей нет Если такие центры, как НГИАМЗ, надеются на поддержку правительства, то небольшим региональным проектам сейчас совсем непросто. «Идеи есть, нет технической возможности», - отвечают музейщики. К примеру, в центре Казани находится «Дом-музей Василия Аксенова». Это небольшой деревянный особняк, в котором писатель провел самое тяжелое время детства – жил у тетки с 1938 по 1948 годы. Сотрудники признаются, что сейчас перешли на планирование и работу с документами. Индивидуальные экскурсии пока проводятся, но с ограничениями по количеству посетителей и усилением противоэпидемических мер. Раньше здесь происходило множество интересных мероприятий разных форматов - литературные и музыкальные вечера, презентации книг, концерты, художественные выставки. Сейчас их количество сократили до пятнадцати в месяц. С 16 октября руководство музея, как и в других муниципальных культурно-досуговых учреждениях Казани, было вынуждено приостановить проведение массовых мероприятий до особого распоряжения. «В нашем музее активизировалась работа по новым проектам: составление текста экскурсии «История дома – история страны», поиск уникальной информации, подтверждающей причастность к нашему дому многих известных людей: Маргариты Алигер, Александры Фукс, Елены Дьяконовой (Гала Дали). Мы собираем воспоминания родственников, соратников и друзей Василия Аксенова с целью дальнейшего издания книг, создаем другие проекты с упором на просветительский контент. К сожалению, для проведения экскурсий и мероприятий в формате онлайн у музея нет необходимой технической возможности, а идей и планов много!» - рассказывает Ирина Аксенова, директор «Дома-музея Василия Аксенова». Эпидемиологическая ситуация показала, что такие культурные центры нуждаются хотя бы в минимальном техническом оснащении: нужен высокоскоростной интернет, роутер, камеры для видеотрансляций, высокопроизводительный стационарный компьютер для работы с графическими программами. Примерно в такой же ситуации сейчас другой мемориальный центр – «Дом-музей семьи Ростроповичей» в Оренбурге. Идея его создания появилась более года назад, в сентябре 2019-ого региональные власти сообщили о том, что выкупят дом на Зиминской улице, где жила знаменитая семья во время эвакуации. Однако до сих пор музей не открыт, а ведет свою деятельность только в онлайн-формате. Хотя изначально планировалось, что это будет полноценный выставочный центр с воссозданной обстановкой и предметами, окружавшими Ростроповичей в реальности. «Фактически мы еще не открылись, наша работа пока заключается в сборе информации и накоплению фондов будущего отдела. На данный момент мы готовим проект дома-музея, внешнего облика, проекта экспозиции, мультимедийного оборудования. Изучаем целевую аудиторию, учимся работать в режиме онлайн. Стараемся сделать открытие музея сенсацией для горожан», - говорит Ирина Богданова, заведующая отделом «Дом-музей семьи Ростроповичей». Молодежные проекты в плюсе В Ульяновске долгое время планировали создание центра, где могли бы собираться молодые художники, выставлять свои работы, учиться, представлять себя профессиональному сообществу. Когда возможность, наконец, появилась, открытию помешала пандемия. Однако молодые сотрудники такого музейного центра нашли в новых требованиях положительные моменты и готовы работать в условиях пандемии и дальше. «Нашему центру пока нет и года. Он открылся 31 января 2020 года, а в конце марта все ушли на удаленку. Но благодаря пандемии нам удалось сделать ремонт в Молодежном центре современного искусства и развить довольно активную деятельность в интернете. У нас регулярно проходят онлайн-уроки рисования, мы участвуем в мировых флэшмобах, например, недавно закончился проект Inktober (это месяц признания в любви рисованию тушью и чернилами). Все выставки, которые мы запланировали на этот год, пройдут, но сдвинутся по времени, а что-то придется перенести на 2021 год», - рассказывает Елизавета Василькова, заведующая Молодежным центром современного искусства в Ульяновске. По словам заведующей, пандемия дала центру новые возможности, когда те же выставки или мастер-классы можно проводить в онлайн-формате. Основная аудитория МЦСИ – молодежь – к этому быстро привыкла. «Нам бы хотелось, чтобы было больше свободных посещений, а из-за коронавирусных мер мы вынуждены принимать людей по записи, а это не очень комфортно делать. Также некомфортно находиться в масках и перчатках. Мы не готовы полностью уходить на онлайн, потому что людям нужно смотреть на прекрасное своими глазами, а не через монитор», - резюмирует Елизавета Василькова. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, группы Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, музеев «Дом-музей Василия Аксенова», «Дом-музей семьи Ростроповичей», Молодежного центра современного искусства / «ВКонтакте»