В Волгограде презентуют программы поддержки семей с особенными детьми

С 6 по 13 ноября в дистанционном формате будет проходить XI всероссийский форум «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства». В его рамках профильные организации со всех регионов продемонстрируют свои лучшие практики и социальные инновации. Специалисты Волгоградской области представят межведомственную программу по развитию безопасного детства, а также комплекс мер, разработанных для поддержки родителей детей-инвалидов.

В Волгограде презентуют программы поддержки семей с особенными детьми
© Волгоградская правда

Помощь на достойном уровне

Деловая программа общероссийского форума по поддержке семей с детьми предусматривает проведение конференций, круглых столов, интегрированных занятий, презентаций, а также практических занятий. Участниками мероприятия станут свыше двух тысяч человек. Среди них специалисты из Волгоградского региона. На 12 площадках, организованных на базе профильных учреждений Волгограда, Волжского, Камышина и Михайловки, педагоги и психологи презентуют самые передовые практики, которые наработаны в области коррекции детско-родительских отношений и психолого-педагогической реабилитации детей.

Особое внимание планируется уделить межведомственной программе «Мир начинается с семьи», которая реализуется при активном участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одним из ключевых направлений этой работы является помощь семьям с детьми, имеющими какие-либо проблемы в развитии. За время внедрения целого комплекса мер по данному профилю волгоградские специалисты наработали успешные практики – им есть чем гордиться и что показать на федеральном уровне.

Волгоградский ППМС-центр стал координатором учреждений, специализирующихся на работе с семьями, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и дети группы риска. При поддержке профильных комитетов на базе центра реализуются различные программы по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе и для детей раннего возраста – от 0 лет. Работа идет не только с теми, кто проживает в Волгограде, но и семьями из муниципальных районов области.

– Комплекс мер по активной поддержке семей, воспитывающих детей с особенностями развития, реализуется с 2019 года, – напомнила директор Волгоградского ППМС-центра Наталья Судакова. – На эти цели Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выделено около 15 млн рублей. За счет них полностью оснащены оборудованием ресурсные центры, а также опорные учреждения. За этот период помощь получили около 600 семей с учетом того, что в них воспитывается не один ребенок. Но самое главное, мы увидели очень хорошие показатели в развитии детей – многие из них после курса занятий смогли пойти в обычные детские сады и школы.

Залог успеха – ранняя коррекция

Особое внимание уделяется службе ранней помощи, которая функционирует на базе ресурсного центра уже два года. По словам специалистов, очень важно вовремя выявить проблему в развитии ребенка, чтобы не потерять драгоценное время и начать коррекцию как можно раньше.

– Мы работаем с детьми трех категорий – детьми-инвалидами, детьми группы риска и детьми с ограниченными возможностями здоровья, – поясняет педагог-психолог службы ранней помощи Светлана Акимова. – К последней категории относятся недоношенные дети, с осложнениями при родах, появившиеся в результате многоплодной беременности и т. д. Если мама видит, что у ребенка что-то не так, она обращается к нам. Здесь ребенок проходит диагностику, и тогда уже определяется форма работы – индивидуальная или групповая. Ранняя помощь помогает минимизировать проблемы, а в каких-то случаях окончательно их скорректировать.

Службу ранней помощи посещают дети до трех лет. Кабинеты, где проходят занятия, оснащены самым современным оборудованием, которое подходит для любого возраста и способно корректировать даже серьезные нарушения. Важно, что работа с малышами проходит при обязательном присутствии мамы, ведь именно она проводит большую часть времени с ребенком и должна учиться правильно развивать его в домашних условиях.

Маленькой Софии – 1 год и 8 месяцев. Девочка вместе с мамой Ольгой посещает занятия уже год. Родители отмечают, что за этот период произошел очевидный прогресс в развитии ребенка.

– Мы ходим сюда с шести месяцев, – рассказала мама малышки. – Софа сделала большой шаг в своем развитии – у нее наладился контакт с детьми, она начинает разговаривать, ей хочется двигаться, бегать, играть, заниматься, развиваться. Мое эмоциональное состояние тоже пришло в норму.

Маленькой Софии интересно все – она с восторгом знакомится с героями из «Сундучка со сказками», осваивает бизиборды, предназначенные для развития мышления и мелкой моторики, занимается на комплексе «Луна -7», благодаря которому она научилась ползать, ходить, преодолевать препятствия, и познает другое яркое и привлекающее внимание детей оборудование.

Мария обратилась в центр, когда ее малышу Тимофею исполнилось девять месяцев. По словам женщины, ее беременность протекала с осложнениями, ребенок родился раньше срока, в результате возникли некоторые проблемы в развитии.

- В отдел коррекции этого центра ходила моя старшая дочь и уже через год после начала занятий достигла большого прогресса, поэтому я решила обратиться сюда и с младшим ребенком, – поделилась Мария. – Составили индивидуальную программу, определили слабые места, над которыми нужно работать, и я уже вижу результат. Когда пришли в группу, он ползал только по-пластунски, не мог сидеть, ходить. Сейчас ребенок физически активный, жизнерадостный, научился ходить, преодолевать препятствия, мы работаем над его психоречевым развитием. Я очень довольна, это самое лучшее, что можно дать детям.

Программный комплекс для дошкольников

Восьмилетний Саша занимается в другом отделении центра – психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Здесь оказывается помощь детям с 4 до 12 лет. Мама мальчика признается, что серьезный диагноз, который поставили ребенку с самого рождения, заставил их исколесить всю страну – Саше на постоянной основе нужно заниматься со специалистами.

– Могу совершенно точно сказать, что этот центр не уступит федеральным в плане оснащения и оборудования, даже в чем-то их превосходит, – говорит она. – Мы рады, что далеко ездить не нужно – дефектологическая, логопедическая, психологическая помощь, оказывается, в нашем городе на очень достойном уровне.

В центре Саша занимается полтора года, и за это время мальчик стал лучше ориентироваться в пространстве, развил моторику, обогатились его представления об окружающем и социальном мире.

При обращении в центр проводится полная комплексная диагностика ребенка. Специалисты разных направлений совместными усилиями разрабатывают индивидуальную программу, по которой будут развиваться их подопечные. В коррекционном отделе предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия.

– При работе с детьми мы используем различное оборудование – вертикализатор для ребенка с двигательными нарушениями, логопедические игры для тех, у кого проблемы с речью, и многое другое, – говорит преподаватель-дефектолог Виктория Шевелева. – У нас имеются уже готовые пособия, также мы изготавливаем их своими руками. По желанию на занятиях могут присутствовать родители. Это позволяет сразу скорректировать их ошибки, что-то посоветовать, направить. Таким образом, работа получается комплексной.

Отметим, что, помимо ресурсного центра, на территории Волгоградской области раннюю помощь также оказывают специалисты 16 служб, созданных в городе Камышине, Жирновске, Чернышковском, Иловлинском и Руднянском районах области. Что касается различного рода психолого-педагогических услуг, то их можно получить на базе муниципальных школ, детских садов – в общей сложности насчитывается свыше 1,1 тысячи пунктов и 11 специализированных ресурсных центров комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт региона в части увеличения норматива на обучение детей с особенностями развития признан успешным и рекомендован к трансляции в других субъектах.