Роман Виктюк: «Я лично знал всех украинских президентов. Для меня самым хорошим был Виктор Ющенко»
В созданном им театре Романа Виктюка в день рождения мэтра идет его премьера «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилева. Спектакль – о любви и насилии, свободе и тирании, небе и аде. Эти темы волнуют режиссера все десятилетия его активной творческой деятельности. Незадолго до смерти, в октябре 2020 года, Роман Виктюк поделился с «ЭГ» своими размышлениями о высоких и низких истинах, обманах и предательствах. Это последнее интервью режиссера.
- Роман Григорьевич, первый раз в кабинете художественного руководителя вижу лестницу, ведущую за книгами прямо к потолку. Возможно, в детстве вы любили лазить по лестницам, деревьям, чердакам?
- Во дворе нашего дома во Львове росло очень высокое дерево, на котором я любил проводить время. Однажды убедил ребят в том, что умею летать. Собрал детвору, забрался на верхушку дерева, и крикнул: "Смотрите, как я сейчас полечу". Ребята стояли внизу и на украинском языке считали «Один, два, три, четыре»...А я сидел на дереве и сидел. Они вновь считали: Один, два, три, четыре... Сидел. А на третий раз прыгнул вниз, ударился, но тут же поднялся, и подобно белому лебедю из балета Чайковского начал изображать полет. Ребята поверили, что я могу летать, подхватили меня на руки, подняли высоко. А я это все это тщательно срежиссеровал, когда краснел от стыда на дереве и не знал, как мне теперь быть.
- Режиссерами рождаются или становятся?
- Думаю, что рождаются. Точнее, у мамы в животике уже живет режиссер, если, конечно, он - режиссер. Моя мамочка приходила слушать оперу Верди "Травиата", и когда начиналась "Увертюра", я бился в ее утробе так сильно, что маме приходилось уходить. Она делала несколько попыток до конца дослушать "Травиату", но я не давал. Мама сказала, что первая нота "Травиаты" в оркестре, и мой крик - совпадали. Посмотрите на мою мамочку на фотографии. Моя мамочка была красавицей, ее звали Катарина.
- Не думали о том, чтобы поставить «Травиату»?
- Верди – мой самый любимый композитор. Первый раз, когда приехал в Италию, пошел на могилу Верди в Милане. Сидел там весь день и рассказывал Верди всю свою жизнь. Тогда спросил у него позволения поставить «Травиату». До сих пор благословения на этот спектакль не получил. Думаю, что «Травиата» будет моим последним спектаклем.
- Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас любит рассказывать о том, что Верди во всех анкетах писал, что «он – садовник». Как вы думаете, с чем это связано?
- Верди родился в деревне, как и Римас Туминас, а все деревенские хотят быть садовниками. Думаю, что садовник – это человек, который с помощью растений очищает землю. Кто знает – может из Римаса Туминаса получился бы хороший садовник, если бы я не порекомендовал ему поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. В Молодежном театре Вильнюса я ставил пьесу Рощина, и увидел на сцене тогда еще молодого Римаса. Он ничего не играл, а ходил по сцене и произносил текст. Мне показалось, что он мучается, и ненавидит всех подряд. Тогда я сказал ему: «Я знаю в ГИТИСе Кнеббель, Туманова – и скажу им о тебе. Поезжай в Москву и поступай на режиссерский факультет». Римас так и сделал. Теперь он – гениальный режиссер.
- Римас Туминас в одном из наших интервью сравнил профессию режиссера с профессией шахтера. Интересно узнать ваше сравнение?
- Режиссура – это не стройка, и, конечно, не шахта. Для меня режиссура - это создание неба. Большой режиссер ощущает энергию всей планеты и передает ее в своих спектаклях. Строить могут все. А создавать воздух, луну, солнце, - единицы. Сегодня каждый второй называет себя режиссером, но настоящий режиссер – избранный и поцелованный Создателем.
- Важна ли вам любовь публики и оценка критики?
- Кто может заставить любить? Если есть расчет – поставить успешный спектакль, это никогда не случится. Не ставил то, что мне предлагали. Никогда не работал с теми драматургами, которых любила власть. Предпочитал общаться с гонимыми. В моем спектакле «Муж и жена снимут квартиру» по пьесе Рощина впервые прозвучали песни Владимира Высоцкого. Спектакль шел на сцене МХАТа, и пел их Всеволод Абдулов. Володя был на премьере, и радовался, что его песни звучат со мхатовской сцены. Правда, на афише фамилия Высоцкого была мелкими буквами в ряду с техническими работниками. Но Высоцкий на это не обиделся.
- Актриса Алла Демидова в своих интервью неоднократно называла Владимира Высоцкого «средним артистом». Ваше мнение?
- Володе не хватало свободы в игре на сцене. Он был свободен в другом. А свобода в общении с тенью, - это другая свобода. Актеры взаимодействуют со своей тенью, когда играют на сцене. Хорошие артисты удерживают свет в себе, и тратят энергию только на роли, а Володя был очень щедрым и не жалел себя ни в чем. За редким исключением артисты не умеют любить, а Володя умел. Только ради Марины Влади он захотел стать богатым, и это желание его погубило.
- Неужели вам никогда не хотелось быть богатым?
- А зачем? Еще по молодости я приехал в родной Львов с чемоданом денег. Получил большой гонорар за съемки фильма. Собралась вся семья, и я достал чемодан, открыл его и подбросил вверх пачку денег. Мама сказала сестрам: «Девчата, где он это украл?».
- Что сделали с деньгами?
- Чемоданчик стоял в книжном шкафчике и кто хотел, тот брал деньги.
- Наверняка, вы знаете о том, что президентом Украины стал артист и шоумен Владимир Зеленский? Как вы относитесь к артисту-президенту?
- Я лично знал всех украинских президентов. Для меня самым хорошим был Виктор Ющенко, потому что он любил театр и покровительствовал ему. Однажды во Львове был забавный случай, связанный с Виктором Ющенко. Мама положила трубку, услышав: «С вами будет говорить президент Украины Виктор Ющенко». Через несколько минут перезвонил сам Ющенко, и уже я взял трубку, то президент сказал, что его мама поступила бы так же как и моя мама. На что я ответил: «Но моя мама ни за что на свете не пустила бы меня в президенты страны».
- Вы поставили спектакль «Мандельштам» о взаимоотношении поэта с властью и Сталиным. Спектакль настолько трагический, что невозможно удержать слезы. Чувствуется, что всецело вы на стороне поэта.
- Сталин тоже писал стихи, и считал себя равным по таланту мастеру Мандельштаму. Это было соревнование поэтов. Дуэль Сталина и Мандельштама. Поэт убит, как были убиты Пушкин и Лермонтов, но он заслужил место на небе и бессмертие. В начале 19 и 20 веков была вспышка энергии талантов в России, благодаря которой родились Пушкин, Лермонтов и поэты серебряного века. Финал этой вспышки божественной энергии - Мандельштам. Он - последний поэт духа. Сейчас Земля не получила творческую подпитку, и это настораживает. Недавно я поставил пьесу Николая Гумилева «Отравленная туника». Идея обратиться к драматическому сочинению Николая Гумилева возникла у меня во время работы над спектаклем «Мандельштам». Известно, что Мандельштам был очень влюблен в жену Гумилева – Анну Ахматову, которая его отвергла. Он очень переживал неразделенную любовь к Ахматовой до конца жизни.
- Строки Мандельштама "Все лишь шерри, шерри бренди, ангел мой". Поэт верил в ангелов? Есть ли ангелы в вашей постановке? Что вы думаете об ангелах на Земле?
- Конечно, Мандельштам верил в ангелов - ведь он был верующим человеком. И я верю в ангелов. Даже не верю, а слышу шелест их крыльев. Видите, сколько здесь книг, и все они ангельские? Я собрал в своем кабинете столько ангелов! Здесь нет ни одной темной книги.