«Стать Снегурочкой — это суицид!»: как коронавирус лишил детей праздничных героев

Ежегодно с началом зимы по столичным квартирам начинают ходить они — Снегурочка и Дед Мороз. Их любят и ждут. Но не в этот раз. Да и сами они, точнее, московские аниматоры, как оказалось, в этом году отправятся поздравлять детей печально и обреченно. Чтобы узнать, почему так происходит, МОСЛЕНТА поговорила как с самими актерами, так и с представителями новогодних агентств (короткий спойлер: нынче на этом рынке все плохо и смертельно опасно).

«Стать Снегурочкой — это суицид!»: как коронавирус лишил детей праздничных героев
© Мослента

Если попытаться рассуждать здраво, оценивая риски и их последствия — как, говорят, и положено делать взрослым людям — вывод напрашивается сам собой. И он безрадостен, как, впрочем, и весь уходящий 2020-й: по соображениям взаимной безопасности Деды Морозы и Снегурочки этой зимой не дойдут до столичных детей. Одни при этом лишаться заработка, другие — радости, однако же пандемия, как никак.

Но так как в жизни всегда есть место подвигу, безумию и отваге — все оказалось совсем не так, как можно было бы себе предположить и нафантазировать.

«Люди байкотируют здравый смысл»

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Звонок в первое же московское агентство, предоставляющие услуги новогодних аниматоров, расставил все точки над соответствующими буквами:

«Никакой паники! Все обязательно будет, потому что есть люди, которые уже давно начали оставлять нам заказы на вызов и Деда Мороза, и Снегурочки. Хотя, конечно, их намного меньше: по сравнению с прошлым годом спрос на такие услуги упал в Москве примерно на 70 процентов», — ввела в курс дела МОСЛЕНТУ администратор одного из московских агентств Наталья.

Поддержал ее и представитель конкурирующей организации Филипп:

«Да, конечно, у нас «отвалились» многие заказчики: детские сады, школьные учреждения, в которых в этом году не проводится никаких новогодних праздников. Некоторые из «частников», кто, может, и хотел бы заказать наши услуги, этого не сделает из опасений заразить или заразиться. А еще многие просто отправляют своих детей из Москвы в места потише и поспокойнее. Но заказы все равно есть, и их довольно много».

А представитель еще одного агентства, Надежда, оказался и вовсе великим оптимистом: «Сокращение заказов? Да, что вы! Их количество по городу заметно увеличилось — раза в три, так точно. Ну, а что народу еще делать? Люди давно сидят по домам, у большинства детей — дистанционное обучение, все от этой ситуации уже давно обалдели и посходили с ума. У меня самой — трое детей, и я сижу с ними одна, так что знаю, о чем говорю. Поэтому многие и решили бойкотировать все… включая здравый смысл и опасность заразиться».

«В чьи-то квартиры — ни ногой!

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Ни одно из столичных агентств, предоставляющих услуги аниматоров, не держит их в своем штате, предпочитая сотрудничать на договорной основе. Работодателю это выгодно, ведь сложно предположить, сколько у тебя будет заказов в тот или иной период, а выдавать зарплату штатному сотруднику нужно каждый месяц. Куда удобнее так: сколько раз аниматор на вызов сходил — за столько раз получил.

В этой ситуации аниматорам сегодня приходится делать выбор: «идти в люди» или поберечься от заразы дома. И решиться тут на что-то очень непросто.

«Многие аниматоры из тех, с кем мы обычно сотрудничаем, в этом новогоднем сезоне от работы отказались. Люди боятся заходить в незнакомые квартиры к незнакомым людям. Вдруг они заразны?» — признается МОСЛЕНТЕ агент Наталья.

«Я работала Снегурочкой весь прошлый год, — делится учащаяся в одном из театральных вузов Москвы Оксана. — А в этом году — не захотела. Это чистый суицид! Я очень боюсь коронавируса. Поэтому, если уж припрет, буду рассматривать для себя работу аниматором только на улице, во дворах, а в чьи-то квартиры — ни ногой!»

«Риски очень велики: родители детей просят от аниматоров справки об отсутствии коронавируса, и я их понимаю. Но сами-то они такие справки имеют, заказывая наши услуги?! — жалуется другая «Снегурочка», Александра. — Понимаете… Аниматоры финансово нуждаются. Поэтому им остается или сидеть без денег, или идти на риски. Но, насколько я знаю, большинство моих коллег отказываться от своей новогодней работы все же не собирается, потому что хотят и сами поесть, и своих детей накормить. Умереть от голода или от ковида? Выбор сложный, согласитесь».

«Цены на наши услуги упали»

Выбор этот, к слову, не только сложный, но и печальный: в этом году, по словам представителей всех агентств, с которыми нам удалось пообщаться, расценки на услуги Деда Мороза, Снегурочки и всей прочей новогодней братии не то что не выросли, а, наоборот, упали.

«А многие клиенты еще и просят нас подкорректировать нашу программу, чтобы сильнее снизить стоимость услуг. Не секрет ведь, что с начала пандемии многие потеряли работу или часть зарплаты. Приходится идти людям навстречу», — объясняет положение дел руководитель агентства Константин. При этом безопасность здоровья московских аниматоров никто, конечно же, не гарантирует.

«У клиента справку не попросишь»

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

«Да, мы предупреждаем всех наших заказчиков, что Дед Мороз будет в спрятанной под бородой маске, — рассказали МОСЛЕНТЕ в агентстве «Дед Мороз придет!» — А Снегурочек вообще почти не предлагаем, потому как им-то маску скрывать не под чем. Еще мы рекомендуем нашим парам соблюдать дистанцию с заказчиком, не сажать детей на колени для совместных фотографий, передавать подарки только в рукавицах, ну и так далее. А своих клиентов стараемся ориентировать на улицу, что намного безопаснее и для их детей, и для наших аниматоров».

Но это все личные инициативы, не подкрепленные никакими указание Роскомнадзора. Поэтому пока все, что официально требуется от аниматоров — это наличие медицинской книжки и справка об отсутствии КОВИДа, полученная в начале новогоднего сезона.

«Артисты работают всегда, когда есть работа, — говорит один из московских аниматоров-Дедов Морозов. — Попросят их принести результаты теста — они принесут, если такая просьба поступит заранее. Попросят натянуть маску — натянут, хотя и понимают, что никому это особо не поможет». Но, увы, вопрос безопасности волнует немноги, причем с двух сторон.

«Некоторые родители выступают категорически против перчаток. Мол, ну, что это такое: Дед Мороз или Зайчик в маске! Что подумают дети?! А сейчас такое время, что даже домашним животным маски надевать необходимо. Только понимают это далеко не все», — сетует Александра.

«Я уже несколько лет работаю Дедом Морозом, — откровенничает Дед Мороз Илья. — И сейчас тоже буду стараться. Мне нестрашно, я ковидом уже отболел, так что, надеюсь, иммунитет у меня остался. Хотя… Ну, чего я вру! Конечно, я боюсь заразиться вновь. Тем более, что клиент у меня справку потребовать может, а я у него — нет, потому что платит-то он. А значит, все остается на его совести — то есть на совести совершенно незнакомого мне человека. Поэтому все, что я могу, это, увидев родителей или детей в соплях, стараться держаться от них подальше».

А «детморозный» агент Надежда объясняет свою позицию следующим образом: «Наше агентство от своих аниматоров масок не требует, потому что это выглядит абсурдно. И, вообще, представьте, какого будет Деду Морозу дышать и из-под бороды, и из-под маски. Он же на месте от такого скончается без всякого коронавируса!»

Короче, московских Дедов и Снегурок обложили в этом году со всех сторон…

«Что нам еще остается?»

Ну, а вдруг все же накануне Нового года аниматоров в Москве запретят? Что тогда?

«Ходят такие слухи, — говорит МОСЛЕНТЕ Наталья. — Но вопрос в первую очередь в том, как настроены родители детей. Ведь карантина у нас сейчас нет, а кого звать к себе домой — гостей или Деда Мороза — дело индивидуальное. Так что, думаю, прорвемся».

«У нас в стране все могут запретить! И торговлю, и передвижение, и Дедов Морозов. Может, даже дышать запретят. Но, пока не запретили, а спрос на новогодних аниматоров есть, мы будем стараться хоть немного заработать — пусть даже и рискуя здоровьем. А что нам еще остается?», — считает Дед Мороз Евгений. И поспорить с ним сложно.

Мослента: главные новости