Исследование Кардиффского университета и бренда Barbie: игры в куклы развивают эмпатию

Бренд Barbie и психологи Кардиффского университета (Великобритания) провели исследование, которое подтвердило: игра в куклы способствует развитию эмпатии у детей. Даже если ребенок играет в одиночестве, он овладевает навыками обработки социальной информации.

Исследование Кардиффского университета и бренда Barbie: игры в куклы развивают эмпатию
© ТАСС

Эмпатия - ключевой социальный навык

Эмпатия - это комплексное понятие, включающее умение определять потребности и желания других людей, соответствующим образом выстраивать собственное поведение, взаимодействовать, учитывая интересы других, принимать другие точки зрения и разрешать конфликты.

Родители уделяют большое внимание развитию этих социальных навыков у своих детей. В июле 2020 года Barbie провела свой глобальный опрос 15 000 родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет из 22 стран. Результаты опроса показали, что в общей сложности 91% родителей считают эмпатию ключевым социальным навыком, который они хотели бы видеть у своего ребенка. Примерно столько же - 92% - согласны с тем, что эмоциональный интеллект, включая эмпатию, важен для благополучного развития их ребенка.

При этом считается, что данные умения формируются в процессе личного общения, то есть в ситуациях, когда ребенок оказывается в детском коллективе.

Правильная игра

Проблема развития социальных навыков у детей вышла на первый план в 2020 году в связи с вынужденным карантином. С весны 2020 года население большинства стран оказалось в ситуации изоляции, дети лишились привычной возможности общаться со сверстниками, ходить в детский сад и школу. В ходе уже упомянутого опроса более 70% родителей признали, что обеспокоены тем, как локдаун и жизнь "взаперти" могли повлиять на младших членов семьи и их способность социализироваться. 74% опрошенных заявили, что готовы поощрять игры детей с игрушками, если поймут, что эти занятия помогут ребенку развить социальные и эмоциональные навыки.

В рамках исследования, проведенного по заказу бренда Barbie, психологи университета Кардиффа выяснили, как развитие эмоционального интеллекта связано с характером игр, в которые играют дети. Всего в исследовании приняли участие 42 ребенка (20 мальчиков и 22 девочки). Их разделили на четыре группы, и у каждой было свое занятие: самостоятельная игра в куклы, игра в куклы вместе с другим человеком (научным сотрудником), игра на планшете в одиночку и игра на планшете вместе с другим человеком (научным сотрудником).

Все время, что дети играли, на них были надеты специальные "шапочки" с датчиками, использующими технологию fNIRS. Датчики запускают световые сигналы, которые определяют уровень потока гемоглобина в разных участках мозга. Если уровень гемоглобина в каком-то из участков повышается, значит область в данный момент работает активнее. Для игры детям были предложены разноплановые наборы под условными названиями "Семья", "Животные" и "Дом мечты".

С помощью этой методики удалось установить, что игра в куклы Barbie - причем и у мальчиков, и у девочек в одинаковой степени - активирует именно ту область мозга, которая отвечает за восприятие и обработку социальной информации, эмпатию и, следовательно, за эмоциональный интеллект.

Известный семейный психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская прокомментировала полученные результаты: "Ученые давно говорят о положительном влиянии игр на развитие детей, и современные технологии позволили наглядно это подтвердить. Исследование бренда Barbie, проведенное совместно с нейробиологами университета Кардиффа, впервые использует нейровизуализацию для получения данных о влиянии игры в куклы на развитие эмпатии. Причем исследователи выявили, какие зоны мозга активируются, когда ребенок играет самостоятельно. Оказалось, что те же самые зоны, которые связаны с обработкой социальной информации, в том числе с эмпатией и сопереживанием. То есть, разыгрывая с куклами Barbie сценки и диалоги, ребенок создает в своем воображении ситуации "настоящего" общения и переживает социальные эмоции, даже если других людей рядом нет".

В одиночку или в компании

Родители часто недооценивают игру в куклы, которая в современном мире уже не воспринимается как "развивающая". Рисование, головоломки, пазлы - вот те занятия, в которых родители сразу видят результат и могут сказать, что ребенок чему-то научился или освоил. Исследование психологов из Кардиффа опровергло это представление. При этом одинаково значимые результаты были получены и для ситуации одиночной игры, и для игры в компании.

Людмила Петрановская поясняет: "В игре дети воспроизводят те ситуации, которые в общих чертах им знакомы либо из реальной жизни, либо из фильмов и книг. И ролевая игра, когда ребенок говорит то за одного, то за другого персонажа, мысленно впрыгивая в их голову и глядя на ситуацию с двух сторон, - это очень развивает. Поскольку именно таким образом разные жизненные ситуации осмысляются и усваиваются ребенком. Ролевая игра помогает ему не только осознать свое отношение к событию и свои эмоции, но также увидеть, что происходит с другими, какие у них чувства и чего они хотят. Поэтому, конечно, ролевая игра, как со сверстниками, так и с куклами, развивает эмоциональный интеллект".

Исследования подтверждают важность развития эмпатии: дети с высоким коэффициентом эмпатии лучше учатся, легко идут на контакт с учителем и часто становятся лидерами в классе. Они в целом чаще способны принимать верные решения и умеют предотвратить жестокое обращение со стороны сверстников.

Если же говорить о взрослой жизни, то людей с развитой эмпатией ценят в коллективе, потому что такие работники легко находят свое место среди других. Таким образом, игры, в которые играют дети, действительно закладывают фундамент для дальнейшей успешной жизни.