Войти в почту

Фото с историей. Ефремов с юности интересовался политикой

Sobesednik.ru публикует уникальное фото с Михаилрм Ефремовым, недавно приговоренным к 7,5 годам за смертельное ДТП. Михаил Ефремов в конце 1980-х решил создать свой театр. Такую возможность ему предоставила худрук «Современника» Галина Волчек. Тогда театр-студию Ефремова-младшего назвали «Современник-2». Правда, просуществовал он недолго. Звездные дети МХАТа Фотограф Юрий Феклистов сделал этот кадр в 1987 году во время репетиции спектакля «Пощечина», который поставил Михаил. – Спектакли проходили на малой сцене основного «Современника» на Чистопрудном бульваре, – рассказывает «Собеседнику» Юрий. – Вообще, «Пощечину» по мотивам произведений Юрия Олеши Михаил Ефремов поставил как дипломную работу в Школе-студии МХАТ со своими однокурсниками. Потом они показывали сцены из спектакля в разных театрах вместо кастинга. И вот Галина Волчек, посмотрев постановку, предложила ребятам при «Современнике» создать свою студию. Выделила им помещение, выбила денежные ставки, и они начали работать. Думаю, сделала она это ради детей своих друзей, чтобы молодые люди занялись делом, а не шлялись по улицам. Театральный курс, на котором учился сын народного артиста СССР Олега Ефремова, называли «звездным», потому что вместе учились дети известных артистов советского кино и театра: Мария Евстигнеева, позже – Селянская (дочь Евгения Евстигнеева), Вячеслав Невинный (сын Вячеслава Невинного), Александра Табакова (дочь Олега Табакова). А курсом старше – Никита Высоцкий (сын Владимира Высоцкого). Их Михаил Ефремов и позвал в театр-студию. А еще других своих однокурсников: Михаила Горевого, Андрея Морозова, Елену Яралову, Наталью Ионову... Художником пригласил сына кинорежиссера Александра Митты Евгения. Молодые артисты часто не спали по ночам, ведь репетиции приходилось начинать только в десять вечера, после того как театр «Современник» заканчивал свою работу. В шесть утра, когда открывалось метро, они разъезжались по домам. – Наш коллектив за время своего недолгого существования успел сильно вырасти творчески. На спектакли невозможно было достать билеты, – вспоминает актриса Елена Гольянова. – Одно время мы собирались переименоваться в «Шкалу ценностей» – по имени нашего однокурсника и актера «Современника-2» Сережи Шкаликова (он умер в возрасте 35 лет в 1998 году. – Ред.). Но потом оставили все как есть. У нас и так все было замечательно. Спектакли все яркие, шли с аншлагом. Например, «Тень» начиналась с записи песни Цоя. Сам Виктор, бывало, к нам приезжал. КГБ против – К спектаклю «Тень» мы сами строили декорации, сами их красили, ведь у нас не было обслуживающего персонала, – рассказывает артист Михаил Горевой. – Наш художник Женя Митта придумал на подмостках поставить мусорные баки, в которых живут герои. Мы бегали по окрестностям Чистых прудов и искали те самые баки, а потом, зажимая нос прищепкой, чтобы не чувствовать ужасных запахов, их отмывали. Идеи для своих постановок мы искали в фильмах, которые смотрели на только что появившихся видеомагнитофонах. Помню, Олег Николаевич Ефремов, Мишин отец, однажды уехал на гастроли, и мы отправились к нему домой за видаком. В квартире находился только старенький дедушка, который медленно ходил, шаркая по полу. Мишка влетел, стал метаться по дому, прихватывая стопку отцовских кассет, магнитофон и банку икры из холодильника. Приехали ко мне, пытались подключить видик к моему советскому телевизору, а кабель не подходит. Пришлось возвращаться к Ефремовым за их модным импортным теликом и снова сталкиваться с дедом. По словам Вячеслава Невинного-младшего, на репетиции «Тени» у Ефремова вспыхнул конфликт с тогдашней возлюбленной – актрисой Натальей Ионовой. – Наташа отказывалась играть эпизод в интерпретации любимого, а импульсивный Миша жестко настаивал на своем, – вспоминает Невинный. – Разразился скандал, и Ефремов кинул в сторону Ионовой чашку. Но не рассчитал: разбившись, она повредила девушке губу. Миша мгновенно отменил спектакль, и мы всей компанией поехали в травмпункт зашивать рану. Там, прямо на пороге, пара торжественно помирилась. Крайний слева на фото – артист Геннадий Венгеров, который сыграл главную роль в том спектакле «Пощечина». (Геннадий пять лет назад умер от онкологии.) Однажды Михаил объявил, что вместо него теперь будет играть Никита Высоцкий. – В знак протеста накануне гастролей в Ленинграде я побрился наголо. Ефремов тут же собрал худсовет, и ребята бодренько проголосовали, что теперь будет играть Никита, – вспоминал Венгеров. – Высоцкий отработал свой первый спектакль и, образно говоря, сдох. После показа Мишка подкатил ко мне и сказал: «Гендос, все-таки лучше играть тебе». Мы ударили по рукам, а вскоре он не отпустил меня на очень важные кинопробы. Между нами снова пробежала черная кошка. Я вдруг осознал, что за два года работы в «Современнике-2» скатываюсь из лидера в приживала. Тем более что и качество спектаклей стало, мягко говоря, хромать. На гастролях творилось невероятно дикое пьянство под руководством Мишки, за которым мне точно было не угнаться. – Во время поездки в Ленинград нас поселили в гостинице «Советская», – рассказывает Невинный-младший. – И вот после нескольких бутылок Миша Ефремов решил устроить необычные соревнования. Мы разделились на две команды и по его сигналу должны были толпой забраться в скоростные лифты – каждая группа в свой, опуститься вниз, поменяться местами, а потом подняться на определенный этаж, примчаться по коридору до определенного номера, где игроков ждал жидкий приз. Гости гостиницы очень удивлялись, когда видели безумную толпу молодежи, перебегающую из лифта в лифт и несущуюся куда-то сломя голову. Когда мы выезжали из отеля, администратор покачал головой: «Ребята, вы хуже финнов!» А однажды мы поставили спектакль «Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Рощина. Комедийная история на тему античных мифов прозрачно намекала на ту обстановку, которая у нас тогда творилась в стране. Показ то и дело прерывался криками зрителей: «Правильно, сколько можно терпеть!» Нам часто аплодировали стоя. Ходили упорные слухи, что «Современником-2» заинтересовался КГБ: мол, скоро закроют. Мишка Ефремов убеждал, что если это случится, то пойдет в плюс – такая ошеломительная слава! В «Современнике-2» Михаил мог позволить все что угодно, он уже тогда интересовался политической жизнью страны. Однажды в газете написали, что смелое выступление Бориса Ельцина ошибочно. Ефремов собрал труппу: «Надо сегодня про это в спектакле сказать». В результате актриса Елена Яралова заявила со сцены: «Геракл, не надо ничего чистить, живем в дерьме, и все устраивает. Вот написали же сегодня в газете, что Борис Ельцин против партии пошел...» Зрители устроили овацию. «Современник-2» много гастролировал по Советскому Союзу и за рубежом и приносил основному «Современнику» весьма неплохие деньги. Однако спустя три года Галина Волчек объявила, что распускает молодежную труппу. А все потому, что снова услышала об их пьяных гастролях в Сочи. – Несмотря на отсутствие пафосного продолжения, считаю, что это было правильно и здорово. Мы хотели, чтобы звучал наш собственный голос – и он звучал. Нравилось это кому-то или нет, неважно. Мы не играли в чужую игру. Были самими собой – со всеми плюсами и минусами. И мне кажется, мы были классными, – признавался в интервью Михаил Ефремов. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2020 под заголовком «Ефремов с юности интересовался политикой».

Фото с историей. Ефремов с юности интересовался политикой
© ИД "Собеседник"