«Я, мальчик из подвала…»: как в Благовещенске побывал Дениска Кораблёв
Все наверняка в детстве зачитывались рассказами Виктора Драгунского о приключениях Дениски Кораблёва. Маленький Денис Викторович, сын писателя, и стал прообразом знаменитого персонажа.
- Вы уже не раз отмечали, что отец не списывал своего героя с вас досконально, иначе никакой художественной ценности. А ваше детство было интереснее, чем у Дениски Кораблёва?
- Моё, думаю, было богаче событиями, людьми, хотя это не могло войти в рассказы. Да я и не сумел бы вычленять какие-то сюжеты - жизнь шла сплошным потоком.
- В чём, по-вашему, успех рассказов?
- Они очень душевные, эмоциональные. Они о переживании ребёнка, об отношениях со взрослыми - хороших отношениях. И в целом о своего рода счастливом детстве. В каком-то смысле героем был не только мальчик, но и само то время.
- Почему у Драгунского все только и знают, что эти рассказы?
- Творческая жизнь отца была короткой - 10 лет, по сути. И «Денискины рассказы», конечно, главенствовали в его творчестве. Он это и сам понимал.
- Жил бы дальше - и рассказы продолжались бы?
- Ну, тут либо да, либо нет.
- А вообще эта форма могла быть бесконечной?
- Вполне, думаю, но если бы Дениска был всё в том же возрасте. А вообще отец говорил, что хотел бы написать что-то про подростка. Но это был бы уже совсем другой герой, не выросший Дениска.
- Все читатели больше помнят рассказ с манной кашей, когда Дениска целую тарелку вылил в окно - почему именно это?
- Это, знаете, такой цирковой, что ли, номер. Отец когда-то работал в цирке, и вот этот дух мелькал в описаниях.
- А вы сами любите манку?
- Да, но сейчас. В детстве, конечно, нет!
- А сами в детстве ничего подобного не выкидывали?
- Я хорошим был мальчиком. Хулиганить уже подростком стал. Но воспитывали меня хорошо. Самым главным словом в семье было «надо»: мыть посуду, помогать родителям и т. д. На этом слове человек и вырастает.
- Сами почему писать начали?
- Накопленные жизненные впечатления. Ну и появление интернета, который позволяет публиковать короткие рассказы (я на них специализируюсь) и сразу получать на них отзывы. Но главное - я почувствовал, что я готов писать. Правда, мне уже было 57 лет, но я уже имел огромный опыт публициста. А вообще начать можно в любом возрасте, но чем позже, тем лучше.
- Фестиваль «Берег» понравился?
- Мне нравятся все подобные книжные мероприятия. Единственное, что печалит - когда вижу бесконечные издания типа «Как достичь успеха», «Стань креативным, творческим». Зачем соблазнять людей, вводить в заблуждение? Большинство живёт обыкновенной жизнью, вот и учили бы такой жизни: воспитанию детей, планированию семейного бюджета, личной скромности. А лучший способ запороть успех - думать о нём.
- Вы бывали на Дальнем Востоке?
- Никогда. Мой предел - Иркутск.
- А что слышали о нашем регионе?
- Да, пожалуй, «На границе тучи ходят хмуро» и «На сопках Маньчжурии». Но если серьёзно, я с большим удовольствием согласился сюда поехать - это же так далеко, край страны!
- Местные писатели переживают, что написанное уже не на что издавать, а интернету не доверяют…
- Я могу их понять. Но в том же интернете главное - найти качественный ресурс, и не просто публиковаться, а искать читателей. Издаться - это не конец работы, а только начало. Что поделаешь, надо пробиваться.
- И вы пробивались?
- Конечно, у меня было имя, заработанное отцом. Но, повторяю, я и сам успел имя сделать - своё. Однако одним именем, как и одной пронырливостью, не возьмёшь - талант тоже важен.
- О чём бы вам было интересно прочесть сегодня?
- Что-то из жанра производственного романа. Почитайте Артура Хейли или Илью Штемлера и поймёте, о чём я. Ну, скажем, о современном журналисте я бы почитал или о работе большой больницы - естественно, в художественном описании.
- Ну и как писателя не спросить о творческих планах!
- Знаете, я хочу, в частности, написать о своём детстве, что-то вроде подлинной жизни Дениски Кораблёва: как было на самом деле.
Вот пример: мы некоторое время жили в подвале коммуналки в Москве. Подвал нам достался от дедушки по линии мамы - шофёра в гараже Совета министров СССР. Так что ту же манную кашу я не мог выбросить из окна - только подбросить!.. И вот в этом доме в разное время жила вся советская элита: Хрущёв, Рокоссовский, Конев, Жуков, Молотов, Фурцева и т. д. И я, мальчик из подвала, играл во дворе с детьми и внуками этих больших людей. Конечно, очень интересный жизненный опыт!..
Потом мы переехали в отдельную квартиру в Каретном ряду, на 11 этаже - с нами Утёсов поменялся, уйдя на второй. И в этом доме масса «звёзд» жила. В нашем подъезде, например, Высоцкий с Мариной Влади одно время снимали квартиру.
В общем, на толстую книгу воспоминаний хватит! Единственное, с чем всё не могу определиться: писать в первом лице или в третьем!
Кстати
В рамках ХII международной издательской выставки-ярмарки «Амурские книжные берега» на YouTube-канале областной библиотеки Приамурья состоится онлайн-встреча с мегапопулярным современным писателем Гузель Яхиной - автором книг «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои», лауреатом премий «Большая книга», «Ясная Поляна», «Книга года».