Ведите детей в оперу
Одной из важнейших тем конференции стало обсуждение способов повышения интереса подрастающих поколений к академическому музыкальному театру. Отрадно, что специалисты предлагают множество успешных вариантов привлечения юных зрителей к такому непростому и специфическому театральному действу, каким давно признан музыкальный театр . Детско-юношескую аудиторию сегодня необычайно привлекают всяческие интерактивы и "хождения" артистов в зал. Да, ребёнок всегда открыт душой и изначально вовлечён в игровое действо. Однако интерактивы существенно усиливают детскую заинтересованность. А практически все спектакли, основанные на современных сюжетах, критикуют современное существование детей, их жизнь перед гаджетами, экранами, ущерб общению, который наносит сеть. Альтернативой чаще всего становится апеллирование к прошлому, с футболом во дворе, прятками, вышибалами и другими активными играми. Но ведь цивилизацию не повернешь вспять, и гаджеты останутся, а в казаков-разбойников уже играть не будут... Какие же есть другие пути привлечения нынешнего цифрового поколения к музыкальному театру? Прежде всего, нужно показать со всех сторон, во всех составляющих этот иной, музыкально-театральный, мир и все его формы бытования. В большинстве театров на это направлены многочисленные образовательные проекты. Их суть сложилась давно и одними из первопроходцев в этой области были именно отечественные мастера музыкального театра, в первую очередь Наталия Сац. Основательница целого ряда детских театров столицы, она недаром считается одним из основоположников детского театрального движения в принципе. Именно Сац с коллективом единомышленников разработала в первом, созданном ею театре (который существует поныне и всем известен как РАМТ) целую систему активностей для юных зрителей, которые всячески развивали мыслящих и любящих театр детей. Об успешном продолжении этих практик рассказала куратор многих проектов центра работы со зрителями РАМТа Ольга Бигильдинская. Конференция Ассоциации музыкальных театров России. Как и во времена Наталии Сац, нынешние образовательные проекты РАМТа направлены на развитие творческих личностей и охватывают самые разные возрасты: младшие школьники, подростки с родителями, старшеклассники, есть программы и для взрослых. Для начинающих открыт "Семейный клуб" – это абонемент ежемесячных занятийдля детей от 6 до 10 лет и их родителей, на которых обсуждаются самые разные составляющие увиденных спектаклей: цвет и музыка; роли костюмов в спектакле; реквизит; декорации (какова их роль), звуки и шумы на сцене... Для освоивших эту ступень открыт "Клуб театральный словарь". В этом двухгодичном курсео театре рассказывается более профессионально, "изнутри", осваивается история театрального дела, проводятся экскурсии в мастерские театра, исторические экскурсы в театральные профессии. Для школьников среднего возраста в РАМТе несколько образовательных проектов. Клуб "Премьера" направлен на обсуждение просмотренных спектаклей. Общедоступный цикл "Театр+" предлагает разработать собственный проект, посвящённыйспектаклю или памятной дате в истории театра. Отдельной страницей становятся активности, связанные с премьерами некоторых спектаклей, как, например, круглые столы и дискуссии по спектаклям. Режиссёр спектакля "Демократия" Майкл Фрейн участвовал в круглом столе со студентами МГИМО. Кшиштоф Занусси ставил спектакль "Доказательство" и встречался со студентами факультета журналистики МГУ. Людмила Петрановская участвовала в разговоре о буллинге по поводу спектакля "Фото топлесс". А "Пресс-клуб" объединяет молодых журналистов, людей, которые учатся писать, выпускается интернет-газета РАМТограф. Одной из полюбившихся активностей для зрителей стали экскурсии по закулисью. Сегодня они проводится практически во всех театрах, но, конечно, особенно интересно попасть на такую экскурсию в те театры, где сохранились цеха по созданию костюмов, декораций, живописных полотен и движущихся конструкций. Сегодня такими площадями обладают далеко не все столичные театры (у многих технические отделы перенесены из центральных зданий). Но Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и Московский государственный детский музыкальный Театр имени Наталии Сац проводят именно такие экскурсии, которые сполна позволяют постичь все тайны закулисья. В музыкальном театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пошли еще дальше. И помимо разнообразных экскурсионных и лекционно-образовательных программ замахнулись создать настоящую оперу, авторами которой выступили бы сами дети! Насколько это осуществимо, рассказала на конференции руководитель отдела образовательных программ этого театра Алиса Спирина. Проект по созданию оперы "Огни Москвы" стал совместной работой с Театром North из Великобритании. У этого английского театра из города Лилль существует практика по осуществлению таких, сделанных в содружестве с подростками, музыкальных постановок. Сами англичане, называя получившуюся работу "workofpies", очень точно определяют её характер: дословный перевод "произведение из пирожков", конечно, не предполагает наличия выпечки, но эти слова точно отражают суть процесса, когда из месива идей и не всегда рациональных мыслей восторженных (от самого факта своего попадания в процесс создания настоящего спектакля!) подростков "выпекается" занимательная и структурно оформленная работа. В опыте Московского музыкального театра результатом труда 25 детей и их российских и английских наставников стала вокальная зарисовка "Огни Москвы". Работая над ней, дети не только осваивали элементарные составляющие музыкального языка (мелодию, гармонию, ритм, оркестровку), но и задумывались над тем, что такое композиция, драматургия. А осваивая понимание таких комплексных понятий, дети вместе со взрослыми выходили на совершенно неожиданные обсуждения общечеловеческих проблем. Неумение связать мелодии в единую тему, вдруг приводили к важным для подростков разговорам о депрессии и усталости, о сложностях в структурировании своей занятости. Так, проводя образовательный проект в театре, дети и взрослые обсуждали вопросы, на которые порой и у взрослых не всегда находились ответы. А в проекте "КоОПЕРАция", проведённом также в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, детьми создавалась уже не кантата, а настоящие оперы. Об этом опыте рассказала руководитель этой творческой лаборатории, режиссёр Екатерина Василёва. Смысл КоОПЕРАции заключался в привлечении детей и подростков к театру через создание ими собственного спектакля. Разумеется, облекать детские идеи в структуру оперного спектакля помогали взрослые. Дети становились авторами либретто, по их идеям профессиональные композиторы создавали одноактные детские оперы. И выбор тем, порой, оказывался совершенно неожиданным, например, обвинение взрослых в неправильности воспитания, или тема подросткового буллинга. Дальнейший процесс создания либретто, работы над костюмами, декорациями, проведение репетиций, – весь процесс создания спектакля дети проходили в совместной работе со взрослыми – авторами и постановщиками. Даже создание музыки (что было прерогативой профессиональных композиторов) велось в контакте с детьми-либреттистами. Параллельно организации всех творческих процессов дети познавали всю структуру театра на собственном опыте, не только создавая текст и музыку, но и посещая репетиции певцов, оркестра. Для профессиональных постановщиков и артистов в этом процессе были немалые сложности. Такое сотворчество с детьми требовалооткрытости, граничащей со смелостью – только представьте, насколько оригинальны могут быть идеи компании подростков! И способности к диалогам и компромиссам с тинэйджерами становились настоящей проверкой на прочность для опытных профессионалов. В итоге, дети увлекались процессом, а взрослые проникались их идеями и непосредственностью, и в такой совершенно особой атмосфере родились несколько одноактных детских опер. Возможно, самым уникальным опытом стало создание онлайн-оперы для детей в Московском Государственном академическом Детском музыкальном Театре имени Наталии Сац. О появлении такого цифрового онлайн спектакля, который был поставлен в период жесткого карантина рассказала его режиссёр Надежда Бахшиева. 25 мая на ютуб-канале Театра Сац была представлена опера "Подключись…", созданная авторами и участниками "на дистанционке". Постановка по сей день открыта для просмотра на канале театра. Это "вирусная опера про коронавирус" для детей и подростков. Композитор находился в Швейцарии, автор либретто и режиссёр – в Москве, кто-то – в Подмосковье… Сценографы рисовали костюмы, художник соединял в 3D эти эскизы, компьютерщик их анимировал.Соединялись дорожки от записей артистов оркестра, которые записывали их каждый самостоятельно, дома… И сведение звука стало не только очень долгим, но и самым проблемным процессом. Ведь дома нет хорошей профессиональной аппаратуры, и звукорежиссёру приходилось немало потрудиться над каждым треком. Аналогичное сведение ожидало и видеокартинки. Но при сегодняшнем уровне программирования возможно сделать абсолютно всё и решить любые проблемы. Если бы компьютерщики, разработчики видео игр и театры объединились – были бы созданы сногсшибательные видеоконтенты для сцены! Например, какой бы игровой вселенной смогли бы стать оперы Вагнера – к этой музыке бы опытных программистов в паре с режиссёрами… Так что не запрещайте своим детям играть в компьютерные игры! Возможно, новации нынешних компьютерных игр в будущем войдут в театральные технологии. Дайте подросткам наиграться в компьютер, а потом ведите его в оперу, - вдруг именно ваш ребёнок сведёт эти две составляющие в нечто новое и необычное в будущем. Но, отбросив иронию, можно уже сегодня предположить, что виртуальная опера – это новый материал, который ждут новые сюжеты, новые либретто, которые станут основой абсолютно нового явления. Несмотря на разность подходов в формировании детского интереса к театру, семинары конференции сходились в одном. Необходимо помнить о важнейшей функции театра – его потребности в разговоре с публикой. Театр делают люди, которые стремятся многое сказать публике. А детский спектакль особенно важен потому, что он призван сказать много интересного и важного нескольким поколениям, не только детям, но и взрослым, которые приводят детей. И пока в театре будут те, кто способен говорить смело и открыто о самом насущном, – интерес к театру не иссякнет.