Тургенев на сене
В Московском Художественном театре им. Чехова 24 декабря прошла долгожданная премьера - «Месяц в деревне» Егора Перегудова должен был выйти летом, но пандемия коронавируса изрядно скорректировала все наши планы. В итоге в деревенское лето актерам и зрителям пришлось переместиться не только с помощью пространственного портала, сконструированного в МХТ, но и временного, из подмерзшей декабрьской Москвы за стеной в «июльский дождь» на сцене.
Это перемещение становится эффектным началом спектакля. Все начинается не с привычной и описанной Тургеневым сцены чтения «Графа Монте-Кристо» и игры в карты (ее участники, вроде бабушки Анны Семеновны и гувернера Шаафа, как и его воспитанника мальчика Коли вообще убраны из пьесы за ненадобностью), а со сбора героев у закрытого занавеса. Они немного разговаривают с залом своими фразами из пьесы, после чего доктор Шпигельский предлагает всем отбыть в деревню, хотя бы на месяц. Возвращаясь к коронавирусу и режиму самоизоляции, летом это выглядело бы сверхактуально.
Далее занавес понемногу открывается, и за ним сразу и начинается деревня, представляющая собой огромное, можно сказать, бескрайнее пространство, заполненное настоящим сеном, на которое герои пьесы, словно компьютерной игры и бросаются со своими пожитками. Впрочем, возведения объектов не будет, веялка и плотина хозяина поместья, как и положено, за кадром. Доктор (Павел Ворожцов) является заводилой, выстраивает компанию кружком и ведет зарядку, словно тренер по йоге или даже руководитель секты хиппи. Но призывы солнца оборачиваются дождем, который и идет, собственно, всю пьесу в самом прямом смысле слова.
«Мы сочинили спектакль вместе с художником Владимиром Арефьевым, для которого природа — одно из важнейших действующих лиц, поэтому для нашего спектакля придуманы пространство и атмосфера, дающие зрителю эффект полного погружения в мир деревни. Такой Тургенев в 5D. С запахами и тактильными ощущениями. Настолько все реалистично, что мы предупреждаем зрителей одеваться теплее: лето в деревне выдалось холодное», - отмечал режиссер Егор Перегудов. Действительно, зимнее лето 2020 года в деревне холодное, на входе даже выдают пледы, которые особенно актуальны в первых рядах. Дождь, конечно, не повод отменять тургеневские реплики типа «охота держать ребенка дома в такую погоду», комичность вообще важная составляющая пьесы, это ведь называется комедией, и одних только «фоста и крухта» от соседа Большинцова (Александр Семчев) маловато.
Эффект 5D применяется без обмана, это же театр, а не фабрика грез. Сено действительно пахнет, а кроме того активно используется актерами - вместо бумажек Юрия Бутусова. Кстати, Егор Перегудов отмечал, что принципиально не смотрел знаменитые постановки этой пьесы, не только Анатолия Эфроса и Сергея Женовача, который, кстати, и предложил ему эту пьесу в МХТ, но и относительно недавние. А их немало, «Все мы прекрасные люди» Бутусова в Театре Ленсовета, работа Евгения Марчелли в Театре им. Волкова, наконец, пермский и тюменский «Месяцы» Бориса Мильграма и Данила Чащина, которые активно номинировались на «Золотую маску». Как видевший эти пьесы Бутусова, Марчелли и Мильграма вживую, могу сказать, что они могли бы войти в клуб «Все мы прекрасные месяцы в деревне».
Как и работа Егора Перегудова. У него действительно получился свой «Месяц», не похожий на другие и в то же время - нельзя ведь предположить, что автор не видел других спектаклей упомянутых выше режиссеров, прежде всего, своего учителя Сергея Женовача, и они на него не повлияли. «Месяц в деревне» абсолютно в духе «Студии театрального искусства», со спектаклями Женовача эту работу роднит, прежде всего, тонкая работа с текстом, энергетика, юмор, молодой задор.
Всего лишь в 2019 году (кажется, что прошло лет сто), в «СТИ» у Перегудова вышел гигантский спектакль «Один день в Макондо» по легендарному роману Габриэля Гарсиа Маркеса. Там можно было выделить те же самые пункты, в том же порядке. Егор Перегудов - профессиональный переводчик, сделавший для Бутусова и Театра им. Пушкина переводы пьес Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» и «Барабаны в ночи», вмешивается в текст хирургически точно. В упомянутом 9-часовом «Макондо» он практически исключил из текста политику (как обходится без нее и Россия) - и нельзя сказать, что получился не Маркес.
Молодых актеров Перегудова из «дня в Макондо» нетрудно мысленно или с помощью какого-нибудь заклинания Мелькиадеса перенести в тургеневскую деревню первой половины 19-го века. Молодость кажется главной идеей постановки, реальная у учителя Беляева (Кузьма Котрелев) и Верочки (Надежда Калеганова), а также сексапильной крестьянки Кати (Маруся Пестунова), и уходящая-отсутствующая у центральной фигуры Натальи Петровны (Наталья Рогожкина). В тургеневском тексте она так и говорит, что никогда не была молода. Такое бывает достаточно часто и особенно удручает после окончания молодости уже в чисто физическом смысле.
Молодость молодых подчеркивает 5D - танцы, сеновал, малина на пальцах и в бидоне, который Катя располагает достаточно смело, наконец, обливание молоком. А Наталья Петровна имеет и мужа (в данной версии совсем уж комически-шизофренического пританцовывающего хозяйственника в исполнении Александра Усова), и друга Ракитина (Эдуард Чекмазов), но ей хочется туда, где она никогда не была. На сене она немного напоминает Диану де Бельфлор из другой классической пьесы, особенно перед антрактом, когда пытается изгнать молодого учителя, убирая его за занавес, но ничего не выходит.
Ответ на вопрос, выходит или нет, в данной версии дается достаточно четкий, в отличие от тургеневского текста, впрочем, как отметил в интервью «Театралу» Егор Перегудов, «Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста».
Остается подвести итог, что большая премьера «Месяца в деревне» в МХТ определенно удалась, отличные работы актеров и режиссера, и конечно, сенный 5D. И пусть июльский дождь пока был предновогодним, у спектакля, судя по всему, прекрасное будущее, как и у всех его создателей, так что, эффект летней молодости под дождем, в деревне или центре Москвы, еще получится испытать когда-нибудь после коронавируса.