"Не заставляйте детей читать!"
Детстрана: Книг для детей сейчас много и, увы, не все хорошего качества. Кажется, что родители готовы покупать все подряд – для галочки, «детей же нужно образовывать, детям надо читать», а те их даже не открывают. Как издать такие книги, которые действительно интересно и читать, и слушать? А.С.: Так получилось, что первым моим местом работы, задолго до издательства «Городец», был небольшой книжный на окраине Москвы в Солнцево. Ассортимент там был соответствующий – Донцова, Маринина и прочая жвачка для мозга. Но я старалась все же «подтянуть» его, изучила вкусы постоянных покупателей. Если видела, что человек любит детективы – подсовывала что-то более качественное, если боевики – нестыдные триллеры. И люди открывали для себя новый мир, тянулись к хорошей литературе. Когда я стала работать в «Городце», то уже четко понимала – литературный вкус можно и нужно воспитывать, как у взрослых, так и у детей. К детской серии я отношусь особенно трепетно, потому что сама мама семилетней девочки и хочу, чтобы она не только сидела в телефоне, но и читала, и слушала. Мне важно, чтобы это были честные, качественно изданные книги, потому что дети прекрасно чувствуют фальшь. Чтобы родители читали их не «для галочки» перед сном, а с удовольствием. Потому что, если бубнить нечто скучное или непонятное взрослому, то что уж говорить про ребенка. Чтобы издавать хорошие книги, и детские, и взрослые, нужны большой опыт, терпение, литературный вкус. Мне кажется, в команде издательства «Городец» все эти стихии сошлись. Д.: Кто отбирает книги в «Ласка-пресс»? Н.С.: «Ласка-пресс» — это шикарно иллюстрированная переводная детская литература, отобранная писателем и переводчиком Михаилом Визелем. Несколько лет Михаил привозил с Болонской книжной ярмарки лучшие, на его взгляд, образцы зарубежного детского книгоиздания. Обращался в разные российские издательства с предложением делать классную переводную серию здесь. Книгами обычно восхищались, но отказывали с формулировкой «слишком авангардно». Но мы в «Городце» посчитали, что «слишком авангардно» — это, конечно же, плюс. Это то, что нужно. Так появилась «Ласка-пресс». В серии выходят книги, уже заслужившие любовь читателей по всему миру. Путь до книжной полки таков: сначала мы договариваемся с правообладателем, получаем оригинальный макет, затем в дело вступают переводчик, редактор и корректор, далее — главный художник издательства Илья Викторов. Его задача не просто вставить переведённый текст на место оригинального, зачастую нужно отрисовать в авторском стиле и адаптировать рукотворные надписи и элементы оформления. Д.: Многие современные родители жалуются, что дети совсем не берут в руки книги. Как привить любовь к чтению и нужно ли? Н.С.: Приучать ребёнка читать? Безуспешный подход. На мой взгляд, для того, чтоб ребёнок взял книгу, нужны две вещи: пример родителей и уверенность ребёнка, что книга — неотъемлемая часть жизни, источник впечатлений, который всегда под рукой. Расскажу про второй пункт подробнее на своём примере: читать своей дочери я начала рано. С рождения читала ей стихи (Введенского, Мошковскую, Яснова, Хармса) — одно и то же по кругу. Человеку присуща радость узнавания, а уж детский мозг прекрасно реагирует на знакомое, чем я и воспользовалась. Читала не только наизусть, но и держа в руках книгу, что для дочки подсознательно стало означать радость и новые впечатления. Поэтому, даже не умев читать, она сидела с книжкой, просто повторяла за мной. А как научилась читать — только и успевай набивать книжный шкаф. Аудиокниги тоже в ходу с раннего возраста, сейчас многое хорошо начитано, с некоторых пор дочь слушает не только книги, но и подкасты. Конечно, мы не идеальное семейство, где все такие одухотворённые сидят с книгами, игнорируя дары цивилизации. Я сама люблю потупить в телефон, у дочки планшет с раннего возраста, он в свободном доступе, но я все же стараюсь ограничивать по времени общение с гаджетами, следуя рекомендации офтальмолога. Книга у нас не считается обязаловкой, она, наравне с планшетом, источник как развлечения, так и познания. Всё должно присутствовать в жизни, я противник жёстких ограничений, главное — не злоупотреблять. Можно ли воспитывать литературный и художественный вкус ребёнка через книги? Насколько они вообще важны в цифровую эпоху, когда даже обучение медленно, но верно становится «онлайн»? Н.С.: Я считаю, что да. Вникайте, просматривайте, читайте текст перед тем, как дать книгу ребёнку — сегодня есть, из чего выбрать, вот из таких и формируйте библиотеку. К сожалению, плохих и очень плохих книг также много. Что делать , если иллюстрации хороши, а текст плохой? Никаких компромиссов, прощайтесь с этим изданием, выбор огромен, найдите то, где хорошо всё. А что делать, если родственники или друзья дарят такое, что кровь льётся из глаз? Поблагодарите и спрячьте. Муки совести здесь лишние! Д.: Где купить ваши книги в Москве и Питере, кроме как на сайте? Чтобы можно было потрогать, изучить содержание, как вы сами рекомендуете? Настя Смурова: У издательства «Городец» есть два книжных – в Москве и в Санкт-Петербурге. Это такие независимые интеллектуальные площадки, где не только интеллигентный ассортимент книг и виниловых пластинок, но и проводятся разные мероприятия – лекции, презентации. Столичный книжный мы открыли полтора месяца назад, в разгар пандемии и, несмотря на общие упаднические настроения, у нас все неплохо. Это место в самом центре Москвы, куда приходят те самые люди, которые, несмотря на жизнь в цифровую эпоху, не утратили симпатию к хорошим, качественно изданным книгам, и получают удовольствие не только от чтения, но и от листания страниц, хорошей полиграфии, классных иллюстраций. От питерской аудитории они, в общем, ничем не отличается. Разве что камерные книжные пользуются там большей популярностью, в Москве эта история представлена не так широко. Вокруг магазина постепенно складывается определенное комьюнити ценителей искренней современной прозы и поэзии, которые подбирают ведущие редакторы издательства «Городец» — Андрей Геласимов и Вадим Левенталь. Наша задача – открывать действительно классных авторов, а не тиражировать псевдоинтеллектуальную литературу. В том числе и детскую.