Елка нашего детства. Жители ЗАО вспоминают, как встречали Новый год

Детство – это время, которое «навсегда ушло от нас и… навсегда осталось с нами». Солнце в те зимы светило ярче, морозы были крепче, новогодняя елка – зеленее и выше, а Дед Мороз – настоящий добрый волшебник – радовал самыми желанными подарками.

Елка нашего детства. Жители ЗАО вспоминают, как встречали Новый год
© На Западе Москвы

Я попросила жителей Западного округа поделиться воспоминаниями о том, как проходила встреча Нового года, когда они были детьми. Итак… Наступает праздничный вечер, вся семья собирается вместе. Свет приглушен, папа крутит ручку телевизора… На цветном «экране» нашей памяти смотрим чудесные истории родом из детства.

НОВЫЙ ГОД 60-Х. РАССКАЗЫВАЕТ ЛИДИЯ ТОЛСТЫХ, ЖИТЕЛЬНИЦА МОЖАЙСКОГО РАЙОНА

О новогодней ели

- Помню, дома всегда наряжалась елочка. Небольшая такая - комната была всего двенадцать метров. За неделю до праздника мама доставала игрушки, бережно хранимые в ящике с ватой. Елочку привозили из деревни.

Фото: М. Озерский/Главархив Москвы

Дерево устанавливалась на табурет около дивана. И мы с сестрой, засыпая, любовались сказочной красотой.

Игрушек было немного - сами делали бусы из цветной бумаги, мастерили гирлянды, которые нарядно свисали с люстры над столом. И вырезали снежинки – они были повсюду, комната превращалась в зимнюю сказку. На елочку вместе с игрушками вешали конфеты, которые я и моя сестра съедали сразу, не растягивали удовольствие… а на ветках оставляли аккуратно завернутые фантики.

Прим. праздничное дерево в те годы наряжали, кто чем мог, но после того, как в 1961 году Юрий Гагарин покорил космос, зеленых красавиц стали украшать ракетами и космонавтами. В Москве тех лет такие елочные игрушки можно было купить в магазине «Детский мир».

Фото: mos.ru

О подарках

К Новому году всегда были сладкие подарки, маме их выдавали на работе, а нам - в детском саду на утреннике. Иногда в подарках были мандарины, и тогда дом наполнялся восхитительным ароматом.

Фото: из архива Лидии Толстых

Этой фотографии более пятидесяти лет. Я на новогоднем утреннике в детском саду (вторая справа) в костюме снежинки. Его из накрахмаленной марли сшила мама, корону тоже сделала она.

О застолье

На праздничном столе - заливное, капуста и соленья маминого приготовления, мочёные яблоки из нашего сада, сыр, колбаса, селедка, сало, картошка — что еще нужно для праздника! Пекли пирог с вареньем. И всегда был салат Оливье.

Прим. Кстати, свою популярность этот салат обрел именно в 1960-е годы. А таким необычайно вкусным стал благодаря майонезу провансаль Московского жирового комбината. Под Новый год в то время данный соус становился настоящим дефицитом.

На полатях бабушкиной печи мы с сестрой любили играть и смотреть, как праздновали взрослые. Ох, и веселое же время было!

НОВЫЙ ГОД 80-Х. РАССКАЗЫВАЕТ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВ, ЖИТЕЛЬ РАЙОНА КУНЦЕВО

О новогодней ели

- В детстве Новый год для меня начинался за неделю до 31 декабря. Я сам наряжал самую большую комнату в нашей Кунцевской квартире. Обязательно были игрушки, сделанные своими руками из цветной бумаги – гирлянды, бумажные фонарики. Через всю комнату протягивал нити, на них потом навешивалась блестящая мишура. Елку ставили искусственную - живая красавица в наш советский «ковровый» интерьер не вписывалась - роняла слишком много иголок. Елку из года в год мы собирали накануне праздника. А хранилась она у нас на антресолях, в самой глубине, и справиться с непосильной задачей – вытащить ее оттуда – мог только отец.

Прим. Пластмассовая елка в 80-е годы хранилась на антресолях у многих практичных советских хозяек. Собиралось дерево просто – как конструктор, а хлопот в виде уборки осыпавшеюся хвои не доставляло.

О подарках

1 января я просыпался раньше всех и шёл к ёлке. Я знал, что ночью обязательно зайдет Дед Мороз и, пока все спят, оставит для меня подарки.

Фото: из архива Николая Семёнова

О застолье

Какой Новый год без телевизора и праздничного стола. Что касается любимых фильмов, моими фаворитами были две советские картины. Это «Ирония судьбы», которую всей семьей смотрели вечером, ближе к полуночи.

А еще «Чародеи» - их я смотрел днем, параллельно помогая бабушке с праздничным столом. В меню всегда были любимые блюда, без которых не обходилось ни одно новогоднее застолье: печеные пирожки, беляши, холодец, салат Оливье с докторской колбасой... Всего и не перечислить! Но эти запахи и вкусы детства со мною навсегда. Отчетливо помню, что как только с мороза заходил в подъезд, то словно попадал в хлебобулочный цех. Традиция печь пирожки на Новый год была всенародной!

Фото: Главархив Москвы

НОВЫЙ ГОД 90-Х. РАССКАЗЫВАЕТ ЕВГЕНИЯ ФРОЛОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ШКОЛЫ CHESSFIRST, ЖИТЕЛЬНИЦА РАЙОНА РАМЕНКИ

О подарках и не только…

В садике каждый год я с нетерпением ждала праздника. И дело было даже не в подарках, а...в костюмах. Как сейчас помню мягкую шерстку рукавичек от костюма лисички, самодельное белое платье снежинки, которое мы с мамой сами готовили к празднику, пришивая мишуру.

Фото: из архива Евгении Фроловой

Но даже это было мелочью по сравнению с предвкушением встречи с Дедом Морозом.

О новогодней ели

Для меня праздник начинался с установки огромной душистой ели - за пару дней до 31 декабря. Перед этим мы ехали в гараж и на дальней полке находили большую картонную коробку. Привозили ее домой, сдували пыль. Аккуратно распаковав, убирали большой слой ваты и... доставали сокровища: стеклянные шары, фигурки животных, шишки и серебристый дождик. Макушку ели всегда украшали большой красной звездой. А с самого дна коробки мы извлекали Деда Мороза. У него была длинная борода, совсем не красный нос и очень ласковые глаза. Он занимал почетное место у елки. Оставалось только накрыть на стол.

Фото: Главархив Москвы

О застолье

Мама любила дружеские застолья, и в этот вечер я помогала накрыть новогодний стол: стелила скатерть, расставляла тарелки, сворачивала салфетки в кораблики. Главное же украшение праздника - торт «Пламя» - мы каждый год делали с мамой вместе. Пики взбитого белка и бисквитные коржи… Когда на столе появлялся ананас, это значило, что бой курантов - не за горами.

За минуту до наступления Нового года писали свои желания. Записки сжигали, а пепел развеивали из окна. Ровно в 12 зажигали бенгальские огни, а потом шли на каток или на площадь посмотреть на праздничный салют.

Фото: В. Будан, А. Коньков/Главархив Москвы

Замерзшие и веселые, мы возвращались домой и обязательно варили пельмени. Бабушка каждый год лепила большую партию, это была традиция.

А днем собирались на горку. Брали термос с чаем, картонку и бежали в центральный парк. Там была высоченная горка, с которой веселой гурьбой, не замечая мороза, скатывалась краснощекая малышня.

Фото М. Озерский/Главархив

РАССКАЗЫВАЕТ СЕРГЕЙ ЖВАКИН, МУЗЫКАНТ, ЖИТЕЛЬ ЗАО

О застолье

- Первые воспоминания о празднике - 1990-1991 год. Мне было примерно шесть. Мы тогда жили в небольшом городке, отец ездил на подработки в Москву и часто привозил какие-то продукты, которые нельзя было достать у нас - красную икру, например.

Но главным было, конечно, не это, а то, что к нам приезжали на праздник бабушка и дед. Помню, что бабушка очень вкусно готовила холодец. Странно звучит. Не знаю ни одного современного ребенка, который бы любил это блюдо. И обязательно за столом пели песни под гитару. У меня довольно музыкальная семья. А по телевизору тоже под гитару пел Розенбаум, песни которого я люблю и сам играю до сих пор.

О новогодней ели

А елки тогда продавались прямо во дворе. И я помню этот натуральный хвойный запах. И звезду на вершине.

Фото Э. Евзерихин/Главархив

Основание мы с отцом сами выпиливали и строгали из бруса. Получилась крестовина, в которую можно было воткнуть елку, и она стояла устойчиво...не падала. На ель вешали гирлянду с разноцветными огоньками.

О подарках

В Деда Мороза я как-то не особо верил уже тогда. Всегда казалось, что это переодетый актер. Но стихи на табуретке за подарки рассказывал с удовольствием.

Конечно же, воспоминания о новогодней елке у каждого свои. Но есть в них кое-что объединяющее: Новый год навсегда останется главным волшебным праздником нашегодетства, полным непритворной веры в чудо и согревающим сердца.