Первый в СССР. Как Харьков вернул новогоднюю елку

Однако в 1935 году новогоднюю елку решили вернуть. Первыми в СССР ее увидели юные жители Харькова — первой столицы Украины. И лишь в 1937 году была установлена первая кремлевская новогодняя елка.

Первый в СССР. Как Харьков вернул новогоднюю елку
© Украина.ру

Реализовал детское желание

Как ни странно, но появление первой елки именно в Харькове было связано с переездом украинской столицы из Харькова в Киев в 1934 году — елка появилась впервые в бывшем здании правительства Советской Украины.

Инициатором возвращения елки считается 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев. Сын Павла Постышева, Леонид Постышев в свое время рассказывал историю, напоминающую типичную сентиментальную рождественскую сказку, о том, как его отец, работавший сызмальства подмастерьем на щеточной фабрике, в детстве с завистью заглядывал в окна домов богатых семей, где вокруг наряженной елки водили хороводы «буржуйские дети».

И 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появляется статья Постышева с призывом вернуть детям елку, в которой нашло выражение его детское желание.

«Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах. В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающее разноцветными огнями дерево и веселящихся вокруг него детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею», — писал Постышев.

В следующем номере «Правды», за 29 декабря 1935 года, сообщается о телеграммах, в срочном порядке разосланных районным секретарям комсомола во все концы СССР, с рекомендациями «под Новый год устраивать для пионеров и школьников ёлки как в школах, так и в детских домах, кинотеатрах и на катках, организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений».

Организовать новогодний праздник не везде успели в таком авральном режиме, так как до него оставалось буквально 1-2 дня. Однако в Харькове, благодаря личным рекомендациям Постышева, подготовку праздника начали заранее.

Хрущёв согласовал ёлку со Сталиным

Предысторию возвращения елки можно прочитать и в воспоминаниях Никиты Хрущёва, в частности в его рассказе о визите украинского руководства в Москву.

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: "Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город". Я тотчас приехал. У Сталина были Косиор, Постышев, Любченко. "Вот они, — говорит Сталин, — хотят посмотреть Москву. Поедемте".

Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?" Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим", — писал Хрущёв.

Украшали сами дети

Однако еще до официального одобрения новогодних праздников и реабилитации елки Павел Постышев по личной инициативе организовывал Новый год для детей Харькова. Так, например, 31 декабря 1933 года он лично раздавал подарки детям города на улице возле елки.

Первая официальная новогодняя елка в СССР была относительно невысокой (три метра), и поставили ее 30 декабря 1935 года в Харьковском областном Доме пионеров на площади Тевелева, которая сейчас называется «Майданом Конституции».

Украшали же елку сами дети, преимущественно самодельными игрушками: игрушечными книгами, фруктами, конфетами в блестящих обертках и тряпичными игрушками. Венчала же елку пятиконечная красная звезда.

Тогда, в 1935 году, сотрудники Харьковского Дома пионеров (первого в УССР) только обживали новое помещение — бывшее здание правительства Советской Украины передали детям после того, как столицу перенесли в Киев в 1934-м. Специальным распоряжением Павла Постышева Дворец пионеров освобождался от платы за электричество, воду и дрова.

Больше года в здании происходила реконструкция — здание бывшего Дворянского собрания из 232 комнат 1820 года постройки, где располагалось затем харьковское правительство Украины, в 1934-1935 годах перестраивали под нужды детских кружков, перемещая даже дверные ручки пониже — под детский рост.

К сожалению, само здание не сохранилось — оно было разрушено в ходе боевых действий в 1943 году.

Первая в СССР новогодняя елка в Харьковском Дворце пионеров, 1935 г.

Дед Мороз с помощником

Первым директором Харьковского дворца пионеров был Петр Львович Слоним, бывший беспризорник, а затем воспитатель в колонии для беспризорников. Петр Львович, почетный гражданин Харькова, более полувека руководил харьковским Дворцом пионеров. Он же написал и сценарий первого в СССР новогоднего утренника, который так и назывался «Первая ёлка».

«Как жалко, что в ту пору не было видео, чтобы зафиксировать бурлящий творческий муравейник дворца в подготовке празднования!» — вспоминал Петр Львович Слоним.

На роль Деда Мороза взяли актера одного из харьковских театров, а на роль Снегурочки — девочку из одного из кружков Дворца пионеров. По сценарию Петра Слонима, Деда Мороза также сопровождал юный помощник.

Киногерои и дети в вышиванках

На первую елку 30 декабря 1935 были приглашены 1200 детей, а длилось мероприятие более шести часов. Отбор участников происходил по итогам конкурса маскарадных костюмов.

Карнавальные костюмы детей того времени несколько отличались от современных. Дети были в костюмах революционных матросов, стахановцев, полярных летчиков, а также уже ставших популярных киногероев: Чапаева, Петьки и Анки-пулеметчицы.

Однако были на ёлке и костюмы Дон Кихота, Робинзона Крузо и Мюнхаузена. Некоторые дети были в украинских национальных костюмах, в том числе и в вышиванках, что бы там ни говорили нынешние националисты о том, как их «запрещали». Собственно, даже само приглашение на этот бал-маскарад было напечатано на украинском языке.

В программу первого советского новогоднего бала-маскарада для детей входило выступление шарманщика с попугаем, были здесь также цирковой медведь с дрессировщиком, предсказатели будущего и звездочеты. Аккомпанировал детям на аккордеоне музыкант харьковской филармонии и отец знаменитой советской актрисы Людмилы Гурченко, Марк Гаврилович Гурченко.

Семиклассник в костюме эфиопского добровольца

Будущая заслуженная артистка УССР Валентина Сухарева была на первой советской елке пушкинской Татьяной.

«Я надела розовое длинное платье с оборками, взятое из костюмерной театра. Впервые в жизни танцевала вальс! Моим партнером был народный артист СССР Виктор Хохряков», — вспоминает Сухарева.

Юная харьковчанка Ольга Тимченко для этого бала сделала костюм, символизирующий Красную армию. На платье она вышила танк и пулемет, украсила его папиным значком «Ворошиловский стрелок», а на голове закрепила модель аэроплана. Школьница Надя Гласова сделала себе наряд из сплетенных пшеничных колосьев, обвязанных лентой со словами «Дадим стране 7-8 миллиардов пудов пшеницы».

Семиклассник Сережа Антоновский был в костюме эфиопского добровольца, сшитом из белых простыней, с белой повязкой на голове, в белом плаще и с игрушечным ружьем. Его костюм должен был выражать солидарность с Эфиопией (Абиссинией), которая тогда воевала с фашистской Италией.

«Я с самого начала итало-абиссинской войны слежу за этой борьбой. Вот и выбрал костюм абиссинского добровольца», — объяснял мальчик.

Новая традиция объединила народы

Зажигала первую елку известная ныне харьковчанка, преподавательница зарубежной литературы в Харьковском университете искусств, а в 1935 году обычная пионерка Нина Логвинова. Взмахнув «волшебной палочкой», она произнесла: «Первая елка в СССР, зажгись!»

«Мне выпало счастье открыть первую елку в СССР. До этого мы не знали, что это такое. На праздник пригласили очень много ребят. Потом, уже после войны, я читала в газетах, что туда позвали привилегированных детей и детей чиновников. Чепуха! Там были простые дети, многие из сел», — с восхищением вспоминала Нина Логвинова тот момент через много лет.

Выросшие и затем постаревшие участники первой елки в СССР долго рассказывали легенды о том самом первом новогоднем утреннике. Для них он стал одним из наиболее ярких детских воспоминаний.

Павлу Постышеву повезло гораздо меньше. Инициатор возвращения новогодней елки и организатор детских новогодних утренников через четыре года был репрессирован как «японский шпион» и «правый троцкист». На современной же Украине он считается одним из организаторов так называемого голодомора.

Тем не менее, в значительной степени именно благодаря Постышеву, в Советском Союзе постепенно стала складываться и оформляться новая традиция празднования Нового года. Она жива до сих пор и объединяет жителей бывших союзных республик.