«Начиная с 30 лет мозг стареет, если его неправильно использовать»

Елена Сосновцева брейн-тренер и автор подкаста про развитие мозга и книги Memento memory. Из книги вы узнаете, как вернуть остроту памяти и концентрации, раскрыть свои творческие способности и повысить качество жизни. О своих исследованиях Елена рассказывала в прямом эфире, приводим расшифровку этого разговора здесь. Как появилась идея вашей книги? В моей книге есть небольшое предисловие, в котором я рассказываю, как это случилось. Я работала 20 лет на руководящих постах. Эта работа, конечно, очень напряженная. И в какой-то я попала в больницу. Долго не могли поставить диагноз. Наконец, врачи определились с тем, что у меня было небольшое воспаление в шейном отделе мозга. Его благополучно вылечили и выписали меня домой. Когда я вернулась домой, то стала за собой наблюдать очень странные вещи. Я забывала слова. Я могла смотреть на холодильник и говорить: «Ну, вот, в утюге возьми». У меня появился туман в голове, и очень сложно стало улавливать смысл слов. Это меня здорово напугало. Тогда я пошла к когнитивистам, стала выяснять, что это такое. Мне сказали: «Такое сплошь и рядом происходит, большие нагрузки, когнитивные способности садятся потихоньку. Ну, позанимаетесь — восстановите». Мне пришлось собрать все учебники, какие были на тот момент. Я прочитала очень много зарубежной литературы. И стала заниматься. Целый год я занималась восстановлением своих когнитивных способностей. После этого через год я выучила итальянский язык, освоила скорочтение, освоила скетчноутинг, прочитала порядка 80 книг за год, а до этого могла максимум пять книг за год прочитать. И я начала помогать людям, у которых тоже были такие проблемы. Как часто бывает, на подвиги нас толкают люди, которые нас окружают. В какой-то момент, видимо, этих постов была уже какая-то критическая масса, и вот вы, Ирина, меня заметили, и рекомендовали Ирине Гусинской, заместителю главного редактора «Альпина Паблишер» и продюсеру. Мы с ней поговорили, и она предложила написать эту книгу. Я со страхом согласилась, потому что никогда не думала, что напишу нон-фикшн. Я стала собирать материал, и книга случилась. Она появилась на основе моего собственного опыта и на опыте тех моих учеников, с которыми я занималась. Что вас удивило больше всего за этот год? Самым большим открытием было то, насколько пластичен наш мозг. Мы живём со встроенной стратегией: окончить школу, потом институт, получить профессию, потом карьера, а потом тебя с почестями проводят на пенсию. И есть ощущение, что когда подходит время к пенсии, то ты уже отработанный материал. Считается, что с возрастом мозг стареет. Но когда мы начинаем работать, то мозг сам обучается и развивается. Мы осознанно запускаем этот удивительный процесс, занимаемся развитием, мозг по экспоненте начинает обучаться и развиваться сам. Для меня стало открытием, когда я поняла, что ясное мышление и хорошую память можно иметь в любом возрасте. Это очень обнадёживает. Какая из методик, которые вы испытывали на себе, помогла лучше всего? Сначала я паниковала, поэтому испытывала на себе всё подряд. Потом, когда немного успокоилась, захотела разобраться в структуре и понять, как работает мозг, как работают когнитивные системы, как неокортекс оперирует информацией. Самое главное — понять, как работает внимание, и научиться им управлять. Это важно и для развития памяти, и для противодействия информационной перегрузке, и для эффективного мышления. Я начала читать литературу на эту тему. Например, у вас выходил «Гиперфокус» Криса Бэйли. Есть ещё состояния расфокуса, когда мозг отдыхает и за это время возникают новые нейронные связи, решаются творческие вопросы. Есть состояние осознанности, — слово немного затертое, но мы действительно можем управлять нашим вниманием. В моей книге есть глава, посвящённая инструменту, который я разработала для управления вниманием. Там четыре квадрата. Три я назвала, это фокус, расфокус (он у меня называется daydreaming или грёзы), осознанность, а четвёртый квадрат — это состояние потока, описанное в книге Чиксентмихайи «Поток». Мне было интересно разобраться, как можно переключать своё внимание, входить в то или иное состояние в зависимости от задач, чтобы эффективно их выполнять. Иллюстрация Елены Сосновцевой из книги Memento memory Вы в какой-то момент упомянули о возрасте. Возраст — причина проблем с памятью, продуктивностью, способностью фокусироваться и так далее? Нейробиологи говорят, что наш мозг развивается до 20, максимум до 23 лет. А с 30 лет начинает стареть. Если когнитивной деятельности нет, то мозг начинает стареть. Но оговорюсь, умственные нагрузки не восприятия, а мышления. Это важно различать: люди сейчас воспринимают много информации пассивно, не работают с ней. А если мы не тренируем части мозга, которые отвечают за мышление, то эта функция может сесть, и со временем люди не могут связать два слова. Начиная с 30 лет мозг стареет, если его неправильно использовать. Наш мозг — великий оптимизатор, ему важно не тратить лишнюю энергию. Но пока он оптимизирует, мы деградируем. Если мы всё время чему-то учимся, то развиваемся и повышаем свою востребованность на рынке. Если мы при этом ведём хороший образ жизни, что, как мы знаем, полезно для мозга, то можем и в 80, и в 90 лет быть на пике интеллектуального мастерства, и мудрости, к которой добавляется прожитый опыт и достижения, которые позволяют оставаться в социуме, быть важным членом общества. Читайте также: 12 книг про долголетие: как победить старость Старение — неизбежный процесс, но это не конец жизни, а новая глава. В любом возрасте можно выучить ещё один язык, получить степень, пробежать марафон и стать звездой, а выход на пенсию совсем не означает бедности и скуки. Читать дальше → Вы говорите, что надо делать упражнения, заниматься спортом, изучать новое, — допустим, я всё это делаю. Но как оградить себя от потока информации? Для того, чтобы мозг умел мыслить и мы могли выражать свои мысли, необходимо пространство для тишины, место для размышлений. Есть даже понятие «экономики внимания». Многие учёные говорят о регуляции потоков информации, которая захламляет мозг. Для самопомощи достаточно понять, что информационная среда — агрессивная и что она вредит нашему мозгу, если мы постоянно в ней находимся. Я в своей книге сделала такое сравнение. Вода окружает нас, она важна для нашего выживания. Мы всегда и везде можем ее добыть, но для того, чтобы напиться, нам надо открыть кран или бутылку воды, налить ее в стакан. Иллюстрация Елены Сосновцевой из книги Memento memory Совершить осознанное действие? Да. А не так, чтобы вытащить из кармана и напиться. Информация у нас всегда в кармане, она в нашем смартфоне, который ею напичкан. Это ловушка: наш мозг очень любит дофаминовую подпитку. Мы кликаем на всё подряд, потому что кажется, что там есть что-то новое. Нужно развивать практики осознанности. Все, наверное, смотрели фильм «Социальная дилемма» про то, что в Кремниевой долине лидеры социальных сетей, которые создали для нашего удобства и для нашего общения, обсуждают связанные с ними угрозы. Алгоритмы, которые должны были подбирать нужную информацию, сейчас создают вакуум: мы общаемся с одними и теми же людьми. Алгоритмы подкидывают информацию, о которой мы говорили со своими друзьями, на которую кликали. Под наши интересы создается виртуальный мир, в котором мы находимся, как в пузыре. Конечно, таким мирком и нами очень легко манипулировать. Развивая свою метафору с водой и краном, я бы сказала так: «Подумать, где поставить эти краники, и сознательно их включать и выключать». Есть мнение, что скорочтение портит качество восприятия информации и мешает её запоминанию. Как вы относитесь к скорочтению? Я не претендую на истину, но поделюсь своим мнением. Скорочтение — инструмент для ознакомления. Например, чтобы понять, стоит читать книгу или нет. Ты её быстро просмотрел, и если стоит, то читаешь уже полноценно. Я против скорочтения в полном смысле этого слова. Некоторые хвастаются в соцсетях, что читают по книге в день. Прекрасно, ты сегодня прочитал одну книгу, и у тебя информация в кратковременной памяти отложилась. Завтра ты вторую книгу прочитаешь, и эта информация замещается другой. Если вы хотите сделать информацию своим знанием, то с ней нужно работать: написать статью в блоге, выступить с лекцией, обсудить её с другом. Поэтому я использую скорочтение, когда мне нужно решить, буду я с этой книгой дальше работать или нет. Это способ просканировать информацию. Как сохранять ясность мышления в конфликте, когда все эмоции воспалены, но хочется аргументированно продолжать общение? Когда мы охвачены эмоциями, у нас сразу отрубается память и когнитивный контроль, то есть способность рационально мыслить и слышать, что говорят другие. Нужно в этот момент попробовать поймать свою эмоцию: «Что я сейчас чувствую? Что это такое?» Не глубоко анализировать эту эмоцию, а просто дать ей название: «Я раздражена». Или: «Он меня обидел». Просто обозначить это чувство: «Я обижена». Мы маркируем эмоцию и можем на нее посмотреть со стороны, потому что даём ей короткий ярлычок и отстраиваемся от нее. Если не помогает маркирование, то можно подключить осмысление ситуации. Например: «Я обижена. Почему? Потому что человек меня откомментировал». Не важно, так это или нет, но вы говорите себе: «Я обижена из-за того, что он откомментировал, а это потому, что он сегодня не выспался или с женой поссорился». Это может быть неправдой, но мы дали оценку поступку и отцепились от обиды, подключили нашу осознанность, рациональное мышление, и можем дальше слышать этого человека. Мы как будто тоже на него ярлычок повесили, что он с женой с утра поругался. И нам понятно, что это уже не наша проблема, это не с нами что-то не так, а с ним. Как подготовить ребёнка к обучению? Не приучайте детей к гаджетам. Я вижу это сплошь и рядом. Как только у маленьких детей моторика развивается настолько, что они могут держать гаджеты, им уже их дают. Не надо. И об этом тоже очень много говорят. В период с года до трех формируется мозг, и маленький человек через сенсорные сигналы и рецепторы получает всю информацию об этом мире. Очень важно, чтобы он использовал всю сенсорику. Второй момент. В начальной школе очень активно развивают воображение и поощряют творчество у детей. Этим занимаются с детьми планомерно и достаточно хорошо. Но проблемы начинаются, когда ребёнок переходит в среднюю школу. Всё обучение переводится в сухие цифры и буквы, в логическое мышление. Очень мало предметов, где задействуется творческое мышление. Уже нет рисования, поделок, аппликаций. А это очень важно. Психологически дети, которые переходят во взрослую школу, хотят отстроиться от малышей, и они рады не заниматься тем, чем занимались в младшей школе. Они хотят во всём походить на взрослых. Но переход к познанию через цифры и буквы — очень сложный. Всё сводится к зубрёжке, которая абсолютно бесполезна и не даёт знаний. Я вижу в этом опасность. Дмитрий Чернышёв рассказывает о том, как превратить обучение детей в процесс, приятный всем, и пробудить в ребенке неподдельный интерес без зубрежки и обязаловки. Подробнее На что бы вы сейчас, в текущей ситуации, посоветовали бы обратить внимание? Я призываю включать краники информации со знанием о том, как устроен наш мозг — сейчас много курсов, видео. Просто, доступно, понятно. Это важно. Как только мы поймем механизмы работы мозга, то сможем осознанно подходить к нашей жизни, к развитию. Это первый момент. Пусть это прозвучит высокопарно, но я сейчас жизнь кладу на то, чтобы побольше рассказывать об этом. Я завела подкаст, чтобы рассказывать людям о том, что влияет на работу памяти, на концентрацию, на работу нашего мозга, о том, как привычные и, казалось бы, безобидные вещи могут нам повредить. Я посвящаю просветительской работе много времени. Поэтому у меня есть пожелание. Берегите свой мозг. Задумайтесь, как вы его кормите, подходит ли вашему мозгу ваш образ жизни? Хотите ли вы до старости прожить в ясном сознании и полноценным членом общества, а не стать обузой семье с деменцией и проблемами с памятью? Как вы хотите провести этот период своей жизни, и что можно сделать, чтобы быть востребованным? Может быть, вторую профессию получить, или знания дополнительные, или дело своё завести? Давайте своему мозгу такую работу. Читайте также: 30 книг про нейробиологию и работу мозга, чтобы узнать всё о наших способностях Мы подобрали лучшие книги по нейробиологии, психологии и медицине, которые помогут понять особенности человеческого мышления. Читать дальше → Читайте также: 5 причин узнать, как работает ваш мозг Почему привычки важнее целей: пять причин, по которым именно они — ключ к успеху 8 методов творческого мышления, которые помогут придумать гениальную идею .stk-post [data-anim-name="preset-fadeInRight"]:not(#stk) { opacity: 0; transform: translate3d(100%, 0, 0) }