Книжные клубы в эпоху пандемии: за кем следить

Самый распространенный формат клубов такой: раз в месяц участники выбирают книгу, читают ее, а затем встречаются, чтобы поделиться впечатлениями, а заодно познакомиться с новыми людьми.

Книжные клубы в эпоху пандемии: за кем следить
© ТАСС

Среди всех книжных мероприятий — презентаций, лекций, встреч с авторами — книжные клубы самые демократичные. Даже если на дискуссии присутствует модератор, сам формат подразумевает наличие свободной площадки, где нет иерархий и каждый может высказать свою точку зрения. Это проекты, которые держатся только на живом человеческом общении, и одновременно это низовые инициативы, часто существующие вокруг одного читающего человека-организатора. Какие тут могут быть точки роста? Как оказалось — пандемия.

Рост на карантине

Весной, с началом локдауна, книжные клубы перенесли свои встречи в Zoom, и число участников стало стремительно увеличиваться. С одной стороны, читатели по всей стране получили больше свободного времени для книг, с другой — снизился порог входа: больше не надо было физически находиться в конкретном месте в конкретное время. Анна Денисова, организатор питерского клуба "Дорис", говорит, что хотя на онлайн-встречах первое время "не получались большие и яростные дискуссии, со временем и это прошло. Зато появилась возможность встретить новых людей из других городов: к беседам присоединялись самые давние участники клуба, которые теперь живут в других странах".

Чем больше участников, тем сложнее обеспечить всем пространство для самовыражения. Организаторы признаются, что весенний рост аудитории стал для них вызовом. По словам основательницы книжного клуба в Нижнем Новгороде Анны Лобовой, "клуб — это не место для монолога, это дискуссионная площадка, поэтому у каждого должна быть возможность свободно высказать свои мысли. Даже когда в обсуждении участвуют 15 человек — это уже непросто, а если участников станет 30, то равноправная беседа и вовсе станет невозможной. Так что, с одной стороны, хочется, чтобы клуб рос, а с другой — чтобы этот рост ему не мешал". Появляется новая задача: сохранить камерную атмосферу, где все друг друга слушают и слышат.

"Самое ценное — это сообщество"

Пожалуй, самый естественный способ сократить поток входящих заявок — сужение потенциальной аудитории. Так появляются клубы со специализацией, где читают только книги про собак или исключительно прозу, написанную женщинами, а вокруг выбранного направления формируется определенная группа единомышленников.

Главное в книжных клубах — это вроде бы книги? Не совсем так. Литература становится поводом для непосредственного человеческого общения, способом найти новых друзей или хотя бы приятных собеседников. Основательница московского Sylvia Plath 24/7 Элина Куликова вспоминает, как прошла первая встреча объединения этим летом: "Мы устроили пикник, я пришла без каких-либо определенных ожиданий и увидела, что все 20 участниц — образованные, интеллигентные, умные женщины, которые занимаются абсолютно благородными делами. Самое ценное — это сообщество. Мне всегда приятно, когда люди знакомятся друг с другом и после клуба продолжают проводить время вместе. Такое сегодня все реже встречается". Современные книжные клубы — это настоящие микрокомьюнити, где людей объединяют общие вкусы, взгляды, образ жизни. Или даже единственное культовое издание.

Группа поддержки

В 2020 году запустилось сразу несколько книжных клубов, посвященных чтению одного произведения. В июне заработал сайт "Бесконечное лето" — онлайн-челлендж для тех, кто хотел прочитать легендарный роман "Бесконечная шутка" Дэвида Фостера Уоллеса, но не находил достаточно мотивации для погружения в гигантский запутанный том. Организаторы составили расписание на три месяца: примерно 90 страниц в неделю, — создали форумы для обсуждений, запланировали Zoom-встречи, завели чат в Telegram, где можно было делиться впечатлениями в самом неформальном виде, и придумали систему вознаграждений.

На проект подписались более тысячи человек, до финала добрались несколько десятков. Приближаясь к окончанию книги, участники договорились не расходиться после лета с Уоллесом. Одна из организаторов проекта Виктория Белоус рассказывает: "Все хотели продолжать, и никто не хотел опускать планку, поэтому предлагали книги с определенной репутацией. [...] Мы провели честные выборы, так определилась программа на следующие месяцы: "Радуга тяготения" Пинчона вышла в лидеры, мы расписали график для чтения в переводе и в оригинале. Затем будет "Улисс", с небольшой остановкой на "Белый шум" Дона Делилло". Постороннему наблюдателю чат этого книжного клуба покажется бессмысленным потоком сообщений: участники делятся материалами, объясняющими мельчайшие детали изучаемых тестов, и предлагают свои интерпретации — иногда длиной на пять проскроллов. Но в этом и есть вся суть: если ты часть сообщества, то сможешь считать все внутренние сигналы.

Похожий челлендж стартовал осенью: Михаил Янович, руководитель "Яндекс.Практикума", запустил "Школу мышления и языков описания", участники которой будут "медленно, долго и глубоко" читать "Критику чистого разума" Иммануила Канта. Здесь аудитория отсеивается не из-за узкой темы, а из-за сложности процесса — участие предполагает усердную работу, где читатель самостоятельно разбирает текст на понятное и непонятное, учится его пересказывать и задавать конкретные вопросы.

Школа эмоций

Итак, в книжном клубе участники не только чувствуют свободу высказаться о любимых книжках, но и создают личные связи друг с другом. В таком тесном кругу большое значение уделяется эмоциям. Мы уже упоминали Анну Лобову, осенью ее книжному клубу исполнилось два года, и его особенность в том, что на всех собраниях присутствует психолог — она помогает найти объяснения конфликтам персонажей и разобраться, что помешало героям быть счастливыми. Но даже в обычных книжных клубах, где есть только модератор и читатели, встреча может превратиться в сеанс разбора чувств. Илья Клишин, организатор книжного клуба-бара "Ровесник" рассказывает: "Мое любимое — это то, что иногда после клуба ко мне подходят люди и говорят, что они как будто у психотерапевта побывали. [...] Я стараюсь подтолкнуть ребят обсуждать не фабулу и не детали (хотя они тоже бывают любопытными), и не то, что хотел сказать автор. Например, если мы обсуждаем "Луну и грош" Моэма, мы в итоге станем обсуждать, а лично вы готовы бросить сытую жизнь и стать творцом? Что лучше: покупать макароны со скидкой и работать в офисе или уехать за горизонт и писать картины?"

Один из главных вопросов, поставленных прошедшим годом, — насколько вообще для нас ценно общаться вживую. Для книжных клубов ответ получается неоднозначный. С одной стороны, если цель — поговорить про литературу, применить новую оптику к книге и услышать новые мнения насчет текста, то все мероприятия запросто перемещаются в онлайн и только выигрывают от роста числа участников. За последние месяцы мы полностью привыкли к диджитализации всего, да и вообще, новому человеку будет комфортнее влиться в обсуждение, сидя в привычном и уютном месте. С другой стороны, мы любим книжные клубы не за это.

В своей работе "Магический марксизм" британский писатель и просветитель Энди Мерифилд рассказывает о том, как левая теория позволяет людям в самые сложные времена "вернуть себе повседневность целиком — и рабочую жизнь, и досуг, наполнить их радостью и магией, игрой и коллективной борьбой, мечтой и фантазией, поэзией будущего". Книжные клубы как новые микросообщества, где на первом месте живая человеческая коммуникация, могут все то же самое.

Анастасия Бурмистрова