В Самаре открылась экспозиция иронической графики питерского художника Андрея Попова
Выставка "Теплые чувства. Вторая волна" (18+) проходит с 8 января в Центре культуры и творчества "Новое пространство" Самарской областной универсальной научной библиотеки. Андрей Попов - автор, любимый многими. Более тридцати наград на мировых художественных конкурсах. Огромная популярность в социальных сетях. Красочность его графики - наверное, это еще от детских впечатлений. Детство Андрея Попова прошло в семидесятые годы в солнечном, ярком Ташкенте, где он и приобщился к живописи. Жизненные зарисовки он делал и во время обучения в Военном инженерно-космическом институте им. А.Ф. Можайского, и в армии. А потом иллюстрировал новости в газете "Деловой Петербург" и ещё в добром десятке изданий. Запечатлевал увиденные на Невском сценки. Занимался книжными иллюстрациями. О стиле своих работ сам автор говорит так: - Я не озабочен классификацией, но все же думаю, что присущий моим работам некий "гэг" свидетельствует именно об иронической графике. А в свойственном ей преувеличении мне хочется увидеть и показать красоту. Поэтому мои работы можно называть "иронической графикой". Вообще наш жанр намного шире, чем кажется. Ведь в улыбке столько оттенков! И во весь рот, и ироничная, и загадочная джокондовская, и смех сквозь слезы, и таящаяся грусть… Поэтому ироническая графика - это не только социальная и политическая сатира, дружеские шаржи и простенькие изошутки, но и философия, взгляд на жизнь через призму иронии и остроумия. Выставочный проект Попова "Теплые чувства" начался в Самаре еще в позапрошлом году. Когда его работы появились на остановках общественного транспорта, а затем - в художественном музее. После этого графика художника экспонировалась в самарских школах-интернатах для детей с особенностями развития. И вот теперь проект "Теплые чувства. Вторая волна", дополненный множеством новых работ, можно увидеть в "Новом пространстве". Его герои похожи на персонажей мультфильмов студии "Пилот". Они странные и трогательные. Находятся они в тех же ситуациях, в которые попадет каждый из нас. Но ироничный и добрый взгляд художника преображает, казалось бы, привычный окружающий мир. Он словно бы предлагает посмотреть на обыденное со стороны, отвлечься от суеты, переоценить какие-то привычные нам вещи. А еще Андрей Попов предлагает самарским зрителям сотворчество. Многие из его работ не подписаны автором. И у посетителей выставки есть возможность дать свои варианты названий - они пришпиливаются тут же на бумажках. Некоторые из предложенных названий довольно прямолинейны. Но есть и любопытные, в духе метафор автора. Фото: Андрей Савельев Мир Андрея Попова полон парадоксов. И мне кажется, что именно парадоксы чаще всего вызывают улыбку посетителей его выставки. Сиюминутное и вечное, грустное и смешное находятся здесь близко-близко. Вот городские ангелы. Самые настоящие, с крылышками. Один направляется на прогулку, держа в руках палки для шведской ходьбы. Другой поселился на крыше. Еще один подметает улицу. Вот метафорическая серия с королями и шутами. Один из королей, сойдя с трапа самолета, проходит по красной дорожке, постеленной для него, дорожка кончается, и он в растерянности пробует ногой землю, как пробуют, холодна ли вода, заходя в реку. (Подписи зрителей - "Есть ли жизнь за…", "Дорога в истинный мир".) Вот кукловод с пустой головой, и кукла оказывается более живой, чем он. "Кукловод, потерявший душу", по версии одного из зрителей. На одном из рисунков - вполне себе милые голубоглазые крокодилы, расположившиеся в среднерусском осеннем лесу. А вот еще парадокс: поле, засеянное граблями. А на нем - человек с тем же инструментом. Смысл образа проясняется из соседней работы, где художник цитирует изречение классика "История всегда движется по спирали", а рядом по этой спирали летят грабли. (Наверное, те самые, на которые мы всегда наступаем.) Вот одна из самых любопытных, на мой взгляд, работ. Городской двор, окруженный безликими высотками. По нему ходят люди, уставившиеся в свои смартфоны. На каждом смартфоне - картинка звездного неба. И лишь один человек поднял голову вверх, к реальному небу, усеянному звездами. Современный Икар. Космонавт, вытряхивающий из своей обуви звездную пыль. Дятел, долбящий фонарный столб, и оттуда прорываются лучи света. Сказочные персонажи, внедренные в нынешнюю жизнь. В мире Андрея Попова необычно и весело. Приобщиться к "теплым чувствам" ироничного питерского художника можно до 6 февраля. Фото: Андрей Савельев