Войти в почту

Смертельно опасные ватрушки

Первое место в трагической статистике занимают любители покататься на тюбингах, которые в народе прозвали ватрушками. Спасатели говорят, что это занятие куда опаснее, чем гонки на сноубордах или горных лыжах.

Смертельно опасные ватрушки
© Мир новостей

«ПОСЛЕДНИЙ РАЗОЧЕК»

В первый день нового года в Новосибирске погибла восьмилетняя девочка. Малышка хотела прокатиться с крутой горки, но для нее этот заезд оказался последним. Теперь сопровождавшая ребенка тетя погибшей - 22-летняя девушка - может попасть под суд.

«Мы пошли просто прокатиться на горке. Все было хорошо, ничто не предвещало беды. Когда мы уже собирались уходить, племянница попросилась прокатиться «последний разочек». У меня теперь эти слова не выходят из головы», - рассказывает девушка.

Позже сотрудники МЧС сообщили, что погибший ребенок катался в не предназначенном для этого месте, о чем предупреждали соответствующие плакаты.

В Татарстане трехлетняя девочка погибла в новогоднюю ночь. Она самостоятельно, без взрослых, спускалась с горки и врезалась в дерево. Удар пришелся точно на голову.

2 января 2021 года в Саранске погибла 35-летняя мать двоих детей, которая тоже решила с ветерком спуститься с горы на ватрушке. Уже почти на финише тюбинг сильно подбросило, и женщина ударилась о бордюрный камень. Горка, где произошла трагедия, считается несанкционированной, и любителей зимних забав много раз предупреждали, что кататься там просто опасно.

Еще одна смерть - 11 января в Санкт-Петербурге тюбинг наткнулся на дерево...

ПРАВИЛАМИ КАТАНИЯ ОЗАБОТИЛИСЬ В ГОСДУМЕ

Проблема гибели людей во время катания на тюбинге оказалась настолько серь­езной, что ее обсуждение началось в Государственной думе.

Против экстремалов выступил глава ЛДПР Владимир Жириновский: «Мы обязательно внесем поправку в КоАП, запрещающую сцепку автомобиля с непригодными для этого средствами передвижения. За привязку к машине ватрушек, саней, ледянок нужно лишать прав, потому что жизнь дороже».

На днях горе-водитель решил с ветерком прокатить знакомого подростка по улицам Москвы, привязав ватрушку к своему авто. Подросток въехал в дерево и находится в тяжелом состоянии.

Член Комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич считает, что проблемы с катанием на ватрушках очень серьезны: «Решить ее, на мой взгляд, можно как и с другими опасными видами спорта. Например, есть горные лыжи. Предназначенная для них трасса получает разрешение определенного ведомства на ее использование. Она должна соответствовать определенным критериям, там должны работать спасатели. На мой взгляд, нужно организовать трассы для катания на тюбингах по аналогии с горнолыжными спусками». Он добавил, что за возникновением стихийных спусков должны пристально следить местные администрации и немедленно их закрывать.

Вводить полный запрет на катание на ватрушках не стоит, но можно установить контроль со стороны правоохранителей. Такое мнение выразил депутат Госдумы Сергей Кривоносов.

«Самое главное - чтобы техника безопасности соблюдалась, и она была прописана, а организаторы тюбинговых катаний несли за это ответственность», - подчеркнул парламентарий, добавив, что депутаты изучат международный опыт. Он также сообщил, что вопрос с тюбингами с большой вероятностью будет прорабатываться в ближайшее время в Госдуме. К обсуждению будут привлечены представители Минспорта.

КОГДА НА КОНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Взрослые должны помнить: по утверждению специалистов, тюбинг, спускаясь по склону в 40 градусов, способен развить скорость до 40 километров в час, перекачанные ватрушки могут разгоняться и до 60, поэтому так важно не переусердствовать. Проверить их безопасность просто - надо сильно нажать рукой: если изделие легко прогибается, значит, с ним все в порядке. Основная опасность тюбинга в том, что он фактически никак не управляется ездоком, контролировать траекторию движения невозможно. Поэтому кататься нужно только с оборудованных горок.

А нарушителей, на наш взгляд, нужно наказывать серь­езными штрафами. Смогли же заставить пассажиров общественного транспорта соблюдать масочный режим, строгая штрафная система подействовала даже на самых отчаянных пофигистов. Когда на кону человеческая жизнь, должны применяться самые жесткие меры и их необходимо неукоснительно выполнять.

ГОРЬКАЯ СТАТИСТИКА РАСТЕТ

В прошедшую пятницу поступила еще одна трагическая новость: в Москве в районе Митино у Рождественского пруда во время катания на ватрушке погиб 10-летний мальчик.

Ребенок съехал с горки и ударился головой о столб. Когда к нему подбежали, чтобы оказать помощь, у него шла кровь из носа и изо рта, он кричал от боли. Позже ребенок потерял сознание. Бригада скорой помочь уже не смогла.

В интернете появилась видеозапись с места происшествия. Там видны последствия трагедии - лужа крови на том месте, где лежал ребенок. Заметно, что опасный склон популярен среди детворы - в снегу хорошо видна раскатанная до льда дорожка. Склон немедленно оцепили стражи порядка, неподалеку - машины скорой помощи и полиции. Вероятно, съемка проводилась уже после того, как погибшего ребенка увезли.

После этого вслед за депутатами Госдумы немедленно стали высказываться специалисты. Они уточнили критерии, которым должна соответствовать трасса.

«На оборудованной трассе есть человек, который не выпустит следующего, пока с трассы не ушел предыдущий прокатившийся. Кроме того, на ней есть борта, ограничители, на пути движения нет водоемов, деревьев и столбов. Увидев такую трассу, взрослый человек может понять, что она потенциально безопасна для катания. Да, наверняка это стоит денег, но лучше заплатить небольшую сумму и получать удовольствие, чем кататься где попало и оказаться в больнице», - считает эксперт по безопасности Эдуард Халилов.

А КАК У НИХ?

В Европе за безопасность отвечают владельцы тюбинговых трасс. Их служащие сами выбирают клиенту изделия по размеру. Для детей он один, для взрослых - другой, для крупных взрослых предусмотрены совсем большие тюбинги. При выборе учитывается вес катальщика. Правила безопасности здесь соблюдают строго уже потому, что и местные жители, и туристы чаще всего имеют страховые полисы, поэтому выяснять отношения владельцы трасс в случае травмы будут не с пострадавшими и их родственниками, а с акулами страхового бизнеса. Чаще всего это обходится в копеечку.

На курортах Чехии и Польши уделяется много внимания технологии подготовки трасс, которые в этих странах могут быть очень длинными. В городе Печ, например, можно прокатиться по 300-метровой дорожке. Но в целях безопасности ее сделали практически в виде узкой трубы, поэтому вылететь за ее пределы невозможно.

Во Франции и в Италии за несанкционированными тюбинговыми трассами следит так называемая горная полиция. Она работает на всех крупных горнолыжных курортах. «Обычно штраф назначают после второго или третьего задержания. Но зато он не маленький - порядка 500 евро», - объясняет горнолыжный инструктор Сергей Захаренко.

Он замечает, что за пределами курорта каждый человек отвечает сам за себя. «В Европе предполагается, что взрослый человек способен определить, какой спуск безопасен, а какой нет для него самого или ребенка. Если произошла травма на несанкционированном спуске, то это будет целиком и полностью на его совести», - говорит инструктор.

Установить полицейский контроль за каждой горкой невозможно, к тому же запрет спускаться на тюбингах может быть расценен как нарушение законодательства, которое ни в одной европейской стране не ограничивает такого рода перемещения.

Наталья Владимирова.

Фото: ADOBESTOCK