Детки в информационной клетке. Верь, бойся и лови хайп

Соцсети в последние дни напоминают гигантский мобилизационный пункт на фоне приближения к городку какой-то масштабной катастрофы вроде наводнения или извержения вулкана. Кругом царит оживление, кто-то паникует, кто-то помогает остальным, а кто-то просто сидит и пьет чай, как и всегда.

Детки в информационной клетке. Верь, бойся и лови хайп
© Русская Планета

Вот и сейчас – с одной стороны знакомая шарманка «выходим за нашу и вашу свободу», с другой – стоны «не втягивайте в это детей», а кому-то нет дела ни до тех, ни до других, а завтра будет самая обычная суббота, с походом в кино или катанием с горок в парке.

Но иногда бывают ситуации, когда неправы все стороны гражданского конфликта – а есть основания полагать, что именно к этому все и идет, по крайней мере, паттерны поведения тех или иных социальных групп выверены кем-то наперед абсолютно точно. Попробуем взглянуть критически на режиссуру событий и попытаться понять, почему основной информационный удар пришелся именно на подростков.

Это правда такая тайна?

Как вы помните, весь сыр-бор начался из-за публикации Навальным очередного антикоррупционного расследования на фоне задержания его самого сразу по возвращению в Россию. На завтрашний день запланированы несанкционированные акции протеста с требованием отпустить Навального и его сторонников, а соцсети по требованию Генпрокуратуры начали зачищать контент с призывом выйти на улицы.

Всего за 2 дня количество просмотров фильма Навального про дворец для Путина набрало 54 млн просмотров. В этом ролике на первом плане - сюжет и эмоциональная составляющая. Для полноценного расследования необходимы факты, например, простая сверка всех упоминаемых организаций с базами юрлиц. Да, большинство совпадет, но не все, а это важно, если речь идет именно о расследовании, а не о просто контенте для ютуба.

Но главный вопрос валяется буквально под ногами.

Дело в том, что история с недвижимостью непонятного назначения глубоко в краснодарских горах уходит своими корнями во времена столь давние, когда большинство лайкающих и шерящих этот ролик на Youtube и в TikTok даже не родилось. Дворец этот (изначально – пансионат), как оказалось, строится там аж с 2005 года. Что-то долго слишком строят, на Путина не похоже – когда он действительно хочет что-то получить, шестеренки начинают вращаться очень и очень быстро, вспомнить хотя бы Олимпийские объекты, Крымский мост или масштабные имиджевые стройки на Дальнем Востоке

К тому же, столь помпезный объект недвижимости не раз попадал в зону внимания журналистов и СМИ, так что Навальный, утверждая, что это «самый большой секрет России», мягко говоря, лукавит.

Так чей дворец-то?

При анализе непростой судьбы того, что планировалось как «пансионат», создается ощущение, будто столь странное здание строилось – во-первых, коллективно, а во-вторых, не в интересах какого-то конкретного человека, а как минимум целой группы. Их имена в расследовании, впрочем, тоже мелькают, но важно то, что в сознании миллионов людей необходимо отпечатать лишь одну мысль: это дворец Путина.

Кроме того, вызывает недоумение и утверждение Навального, будто это самый охраняемый объект в России. Удивительно, как к нему в таком случае смогли подлететь дроны Навального и улететь живыми?

То ли с логикой у ФБК не все в порядке, то ли пора начать верить в теории заговора, что через Лешу организованно сливают компромат. А что, вполне рабочая теория, правда, заказчик пока не совсем ясен.

А пока кажется, будто яркие пассажи Навального про «комнату для грязи» и кальянную с шестом рассчитаны либо на очень впечатлительную, либо на очень глупую аудиторию с памятью, как у рыбки, начисто лишенную критического мышления. Впрочем, ровно на это же самое рассчитан и весь сериал с отравлением Навального, отправкой его в Германию и высылкой обратно.

Главное – найти свою аудиторию

Нетрудно догадаться, что это за аудитория.

Конечно же, подростки! Не хотим обидеть племя младое, но мы все, взрослые, сами когда-то были такими же и в 90-е рвались под танки, на волне общей движухи. И совершенно не удивительно, что проект Навального постепенно переходил к работе со все более молодой аудиторией. Те, кто верил Алексею в 2011-м году, равно как и те, кто помнят его со времен «Русских Маршей», горько разочаровались в своем кумире после 2014-го года

Молодые люди с тех пор банально выросли. Теперь им, наверное, под 30, а ядро аудитории Навального, как показывают соцопросы, составляют все те же условные 15-22 года. То есть, пубертат и чуть старше. Но теперь в распоряжении социальных архитекторов появился мощнейший инструмент, рассчитанный именно под эту (и чуть младше) аудиторию – TikTok, где в последние дни развернулась мощнейшая агитационная кампания.

Главное – хайп и вирусность

И вот тут будут не совсем правы те, кто полагают, будто подростков каким-то особым образом обрабатывают или подкупают, чтобы мобилизовать их и бросить под дубинки ОМОНовцев. Или что это якобы происки китайских спецслужб (компания, владеющая TikTok – китайская). Никакой магии нет: просто хорошее знание особенностей психологии данной группы.

Вспомните, как вели себя взрослые во время голосования за изменения в Конституцию летом этого года. Как из страха перед «своими» - условным коллективом, боялись высказать свое мнение. Как будто какой-то неведомый сетевой обком приказывал постить в соцсетях отчеты о результатах голосования –как за, так и против. Уж если мы, взрослые, боимся выглядеть в глазах ближнего круга как-то не так, то что говорить о детях? Стоит заронить лишь одну мысль – что все будут «там» – то это сработает как вирус.

Кроме того, вполне очевидно, что в 99% случаев подростки распространяют этот контент добровольно. Ради хайпа и этой самой вирусности. Мол, раз об этом контенте говорят – я тоже скажу. Даже либеральная «Медуза» писала об истории с парнем, срывавшим на камеру полицейские погоны: все оказалось постановкой, а форма была куплена в магазине приколов. Я делал это ради «реков», признался автор ролика. Только вот кто из тех, кто лайкал этот ролик, потом прочел статью на «Медузе»?

То же и с активно раскручиваемым митингом. Ну, пойдем, а что пойдем? Куда пойдем? Чего хотим? Зачем идем? Даже эти простые вопросы могут качественно сбить подростка с толку, не говоря уже о более сложных – кто мог бы заказать это расследование, или какая политическая программа у Навального, ну хотя бы в общих чертах.

Клюква – наш ответ

А теперь пора сесть и подумать серьезно. Почему те, кто попал под прицел столь мощной информационной атаки, не пожелали озаботиться достойным и адекватным ответом, объяснением всему происходящему – тем более, что истории с дворцом не одно десятилетие, и там и правда много странного и неприятного – и отбитые у журналистов конечности, и реальные тюремные сроки. Мы-то не дети, не подростки. Мы – взрослые граждане своей страны. Но почему-то каждый раз, когда речь заходит о каком-то коррупционном скандале, мы слышим лишь одну фразу: «ой, это все неправда». И больше ничего.

Наверное, десант телеканала RT во главе с Маргаритой Симоньян прямо во дворец выглядел бы слишком неправдоподобно, но можно было бы пригласить туда несколько изданий, дать внятное объяснение, что это за объект и для чего он используется, чтобы поставить точку. А разговоры о «клюкве» сродни ленивым взмахам руки в попытках прогнать такую же ленивую, но назойливую муху жарким летним днем.

Уж, наверное, вместо того, чтобы запрещать школьникам идти куда-то в субботу, можно было сесть и подумать, а какие варианты вообще есть у школьников, чтобы провести выходные с пользой, кроме как залипать в соцсетях. Что вообще государство в качестве организующей системы может подросткам предложить.

Мы их потеряли

Получается, власть сама проворонила собственную молодежь, своих будущих граждан. Раньше хотя бы «Наши» были, или «МГЕР», или «Идущие вместе», или Селигер. Да, все это попахивало казенщиной, но это было, и молодежь как-то откликалась, а если не хотела туда – с другой стороны полянки были оппозиционные молодежные структуры, ныне точно так же почившие в бозе. При том, что деньги на молодежные проекты до сих пор выделяются, и немалые. Куда это все идет?

Но самое страшное – то, что мы, взрослые, тоже потеряли своих детей. Раз мы удивляемся тому, что подростки готовы броситься под дубинки ради не пойми чего – значит, мы совершенно не понимаем своих детей и даже не представляем, что у них в голове. Мы говорим на разных языках, сидим каждый в своем информационном пузыре, которые почти не пересекаются

Наверное, насчет завтрашней субботы ничего определенного сказать нельзя: пройдет – увидим, тогда и можно будет делать какие-то выводы. Нельзя не отдать должное мастерству организации социальных процессов – и да, очень хотелось бы взглянуть на режиссеров.

Но что мы можем сделать для своих детей – пусть не прямо сейчас, но вообще - научить их критически мыслить, искать ответы, задавать правильные вопросы, не поддаваться эмоциям, верить только фактам, не вестись на провокации и понимать, кому выгодно.

Что наши дети могут сделать для нас – напомнить, что и нам когда-то хотелось все это знать, а мы взяли, да и отложили на потом.