Волгоградские казаки развеяли мифы о себе

​Наша область – традиционный казачий край. Мы много знаем о традициях и культуре этого народа, но все же есть и стереотипы. Например, считается, что казачка – это жена, которая занимается только домашним хозяйством, а казак – исключительно воин. Но оказывается, есть исключения. И их много!

Волгоградские казаки развеяли мифы о себе
© Волгоградская правда

Платочных дел мастер

Якову Иванову из Новоаннинского района вязание пуховых платков помогло спасти семейный бюджет в «лихие девяностые». Правильно делать петельки научила его еще бабушка в детстве.

–То, что вязать умею, я старался не афишировать – засмеют ведь друзья-мальчишки! – рассказывает Яков Владимирович. – Но навыки пригодились в тяжелые 90-е. По образованию я агроном, но фермерством заработать было невозможно. Хотя и пуховязание – процесс долгий и трудоемкий.

Как в прошлом и позапрошлом веках, вычесывают с коз пух, промывают, сушат, прочесывают пряжу специальными гребнями, создавая тем самым эффект воздушности.

Это повышает цену изделия в разы!

– Я и сейчас не гнушаюсь вязать платки долгими зимними вечерами, – признается Яков Владимирович, который своими руками создает настоящие пуховые шедевры.

Его работы не раз выставлялись на областных ярмарках и фестивалях «Лазоревый цветок», брали призы и раскупались, как он сам говорит, влет.

А в свободное от пуховых платков время Яков Иванов руководил и продолжает руководить ансамблем старинной казачьей песни «Бузулук».

Сейчас наш герой вязанием занимается мало, но преподает основы своего искусства на курсах молодым девушкам. Парни на эти курсы, увы, не ходят.

– Делаю я это больше для того, чтобы не потерялись традиции, – объясняет мастер. – Стараюсь пропагандировать народные промыслы, которые, к сожалению, превращаются сегодня чуть ли не в музейное искусство…

Атаманша Ольга

В России все чаще казачьим обществом начинают управлять женщины. У нас в регионе пока нет, а вот в Ростове, Краснодаре, на Урале, в Сибири атаманши есть.

Вступая в казачье общество в юности, они выполняют те же элементы воинской подготовки, что и мальчики.

А потом те, кого Бог талантом наградил, идут в фольклорные коллективы, кто-то серьезно занимается лошадьми. Опыт показывает: в воспитании молодого поколения в казачьих традициях присутствие женщин немаловажно.

Об этом со знанием дела утверждает посвященный казачий атаман, уроженка Ростовской области Ольга Некрасова. Кстати, учитель по образованию.

– Когда атамана избирают, расстегивают рубаху. Это для того, чтоб проверить, есть ли на нем крест. А старики еще и бьют нагайкой. Мне же разрешили крестик просто показать, – рассказывает Ольга.

Зря, считает она, казаки не допускают женщин к власти – ее станица Суриковская считается одной из лучших в войске и как атаман Ольга занимается в основном семейными и социальными проблемами.

– Жаловаться грех – работается мне легко, – улыбается она. – О чем бы ни попросила, мне всегда идут навстречу. Идет с участковым в неблагополучные семьи: бывает, что ссорятся супруги отчаянно и тогда полицейского отправляют по известному адресу. А вот когда Ольга-атаман с ним заходит, то реакция совершенно другая. – Думаю, это не я, а казачья форма дисциплинирует! – говорит Ольга, отлично ладящая и с трудными подростками, которые, попадая в казачьи общества, начинают интересоваться рукопашным боем, кроссом, стрельбой, основами радиоспорта.

«Баба в лампасах»

– И в старые времена на Дону были женщины-атаманши, – уверяет волгоградка Виктория Путиловская. – Особенно когда почти вся станица уходила на войну. Да и среди георгиевских кавалеров немало женщин – они воевали наравне с мужчинами. В казаках обязанности не делили на «мужские» и «женские». Их время диктовало и обстоятельства.

 Виктория Путиловская много лет руководит известным фольклорным ансамблем «Покров». А еще она – кандидат педагогических наук, подхорунжий, глава женской казачьей организации.

 Исследователь проекта «Дикое поле» волгоградка Марина Рыблова уверена – казачка способна на все:

– У нее тяга к общественной жизни – собираться, петь, играть. И в то же время казачки очень трудолюбивые: казаки воюют, а они и пашут, и сеют. Казачка настойчивая и уверенная – это с малолетства даже по походке девочек видно.

 То, что казачки были покорны мужьям – миф, считает исследователь. Если казак чем-то обидел, жена имела право вернуться к отцу и снова считаться полноценной невестой. И за это никто ее не смел осудить.

 Девочек воспитывали аккуратными. Они должны были уметь выполнять тяжелую работу и показать себя в обществе. Воспитание мальчиков – более жесткое. Их приучали к тяготам армейской жизни, спать на жесткой лавке, по теплу – на земле.

А еще почти в каждом роду пели «многоголосье». Когда казаки скачут по степи, песня разносится на много верст и придает им силу и храбрость.

Как уверяет доцент ВГСПУ Виктория Путиловская, у казаков все уникально – песни, язык, характер, боевые традиции, одежда, кухня и даже жены:

– Я выросла среди казаков, сама казачка и могу с уверенностью сказать: казачки – сильные натуры. Они, как правило, не признают авторитетов, сами принимают решения, могут зарубить курицу и свинью зарезать, если мужчины нет дома. И мужиками командовать они тоже умеют замечательно!