Как сделать речь малыша ровной и четкой: 4 простые игры
Узнайте от логопеда, во что поиграть с дошкольником для развития его речевого дыхания. Одной из распространенных проблем с речью у детей считается нарушение речевого дыхания. Что это такое и можно ли самостоятельно справиться с возникшими у дошкольника трудностями, «Летидор» попросил рассказать учителя начальных классов, логопеда Анастасию Сперанскую. Думаю, у каждого среди знакомых найдется человек, речь которого можно назвать неровной: когда к концу каждого слова или фразы голос затухает, окончаний не слышно, звуки смешиваются. Проблема может крыться в том, как этот человек дышит! Дыхание влияет на речь самым прямым образом: легкие и диафрагма — «энергетическая центр» возникновения речи. Поэтому у людей со слабо развитой дыхательной системой речь часто бывает тихой, прерывистой, неровной. А те, кто много работает над своей дыхательной системой (например, актеры, оперные певцы, ведущие), могут, напротив, похвастаться мощным голосом . Они четко произносят все звуки. Дыхания хватает, чтобы завершить фразу, не комкая ее окончание. Что такое речевое дыхание Речевое дыхание формируется в процессе познания ребенком языка. Его отличает короткий глубокий вдох и длинный плавный выдох, во время которого человек распределяет воздух таким образом, чтобы его хватило на всю фразу. Выявляем трудности Трудности с речевым дыханием могут возникнуть у любого ребенка. Но чаще всего этой проблеме подвержены физически слабые, малоподвижные дети . Взрослые не всегда придают значение затухающей и «слабой» речи малыша, считая, что с возрастом все наладится. Но так происходит далеко не всегда. Дошкольник со слабо развитой дыхательной системой «оглушает» все звуки: вместо «з» произносит «с» (зонтик – сонтик, коза – коса), вместо «в» – «ф» (волк – фолк, диван – дифан). Силы его голоса не хватает, чтобы четко произнести звуки. Такой ребенок может «проглатывать» окончания слов и предложений. Основные типы нарушений речевого дыхания: неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Когда ребенок очень громко резко произносит начало фразы, а конец фразы договаривает еле слышно, потому что воздуха уже не хватает; когда вдох производится на середине слова; «захлебывание», когда малыш хочет очень быстро что-то сказать и воздуха ему не хватает; неравномерный выдох, когда речь звучит то громко, то тихо. Иногда, это становится просто особенностью речи, как, например, у Ринаты Литвиновой, которая говорит с придыханием. Но если нарушения не просто выделяют малыша на фоне сверстников, но и влияют на понимание речи ребенка окружающими, на мотивацию малыша к говорению , то с проблемой важно и нужно работать! Начать можно с простых упражнений, которые легко делать дома. Упражнения для работы над речевым дыханием «Парашютики» Возьмите маленький кусочек ватки, бумаги или салфетки и положите на открытую ладонь. А теперь ребенок должен сдуть кусочек вытянув язык, чтобы воздух шел «по язычку». «Парашютики» (второй вариант) Положите кусочек ватки, салфетки или бумаги на кончик носа и, вытягивая язык к носу, попробуйте его с носа сдуть! Если кусочек полетит наверх, то значит упражнение вы сделали на отлично! «Футбол» Маленький легкий шарик (например, для пинг-понга) или салфетку, смятую в плотный комок, нужно загнать в ворота. Для этого положите шарик на стол и дыханием перемещайте к воротам. Это упражнение можно выполнять двумя способами: загонять мячик быстро, за два выдоха (так ребенок потренирует силу выдоха), или медленно — для этого нужно дуть, вытянув язык между зубами, чтобы воздух шел по языку (тренировка правильной воздушной струи). «Свечка» Играть со свечками нужно аккуратно и только в присутствии взрослых! Не давайте маленьким детям держать свечки, спички или зажигалки. Есть несколько игр со свечками. Попробуйте задуть огонь медленно-медленно, чтобы пламя только отклонялось, но не гасло. Отведите свечу на расстояние 10, 20, 30 см от ребенка и попросите его резко задуть пламя. Предложите малышу задуть несколько свечей подряд. Даже если ребенок просто задувает свечки , играет с мыльными пузырями, надувает шары, играет на губной гармошке, дудочке, дует в свисток, дует на пену в ванной — все это способствует развитию силы дыхания в обычной жизни. Так что поддерживайте такие игры и развивайтесь правильно! Фото: Depositphotos, Freepik Читайте нас также в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на наш канал
!