Российские школьники оказались заложниками закона о госзакупках
В России продолжается череда массовых пищевых отравлений детей. Только в январе этого года около 200 детей с признаками отравления были доставлены в больницы дагестанского Буйнакска, примерно 40 – в Московской области и почти 20 – в Хабаровске. А под конец месяца уже в Краснодарском крае свыше 30 учащихся одной из школ обратились в больницу «с различными симптомами, 17 из которых – с признаками пищевого расстройства».
«В настоящее время несовершеннолетние получают лечение амбулаторно. Следователем опрашивается руководство и сотрудники образовательного учреждения, совместно со специалистами Роспотребнадзора в школьной столовой изъят ряд продуктов для проведения исследования. Произведены смывы поверхностей, пробы (в или числе пищи и воды) на предмет соответствия санитарным нормам, по ним назначены соответствующие исследования», – говорится в сообщении ведомства.
Массовые отравления детей отмечались также осенью прошлого года в Махачкале (Дагестан), Мончегорске (Мурманская область), а также в одной из школ Новгородской области.
Массовыми отравлениями детей уже обеспокоились в Генеральной прокуратуре РФ. Глава ведомства Игорь Краснов поручил прокурорам проверить исполнение законодательства при организации питания детей в детских садах и школах.
«В связи с участившимися случаями массовых инфекционных заболеваний воспитанников дошкольных и общеобразовательных организаций из-за некачественного питания по указанию генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова прокурорами регионов организована соответствующая проверка», – сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Генпрокуратуры.
Проверка коснется и подмосковного Красноармейска, где отравились более 90 учащихся двух школ. По словам депутата совета депутатов городского округа Красноармейск, члена комиссии по имуществу, предпринимательству, общественному питанию и торговле Андрея Андреева, пока не ясно, что именно стало причиной массового обращения в прошлый понедельник в больницу – пищевое отравление или норовирус. Он пояснил, что пищеблок был только в одной школе, а во вторую доставлялись готовые обеды, однако подрядчик, организующий питание, был один, правда, после заключения контракта передал все полномочия субподрядчику.
«Администрация городского округа закрыла школьные пищеблоки, и школы работали без кормления детей. Интересно, что во вторник в школы пришли 10% от всех учеников. Либо родители испугались ситуации и не отправляли детей, либо дети заболели. Сейчас в состоянии отравления находится порядка 150 детей, у части их них симптомов уже нет», – рассказал он в ходе пресс-конференции в НСН.
Депутат добавил, что сейчас идет следствие, итоги которого будут известны не раньше чем через неделю.
Сопредседатель Национального родительского комитета, директор Института Здоровья Юрий Оболонский считает, что непростая ситуация с детским питанием складывается по всей стране. Огромное количество звонков поступает из разных регионов, добавил он.
«Идут сообщения о разных формах: где-то говорят, что отравление, где-то – что норовирусная инфекция, где-то грешат на воду», – пояснил эксперт.
Он выразил сожаление, что администрация Красноармейска только ко вторнику начала предпринимать активные действия.
«Я не понимаю, почему так хладнокровно и бездейственно развивались события. Ведь можно было не дать ситуации распространиться, потому что всем было понятно, что виной был пищеблок в школах № 3 и № 4», – подчеркнул он.
Удивление вызывает и то, что никто, по его словам, не хочет брать на себе ответственность за произошедшее. При этом Роспотребнадзор и соответствующие лаборатории до нынешнего понедельника не оглашали результаты анализов. Юрий Оболонский сообщил, что по информации Роспотребнадзора, которую они все-таки представили, это норовирус, который продлится 28 дней.
«Для меня было удивительным их предложение коллективно привести детей через несколько дней к терапевту и выписываться. На фоне коронавирусной инфекции, которая буйствует и в области, и в Москве, и в России, ослабленным норовирусной инфекцией 146 детям идти в поликлинику, где дети с другими заболеваниями – это безответственный поступок!» – возмутился эксперт.
Особенно в этой ситуации его поразил глава Красноармейска Александр Федоров, который не извинился перед гражданами района. Юрий Оболонский считает, что глава города, подписавший договор, обязан контролировать выполнение всех его пунктов, отвечать за все сферы жизни города, а главное – за детей в школах.
«Они считают, что виновен кто-то другой, но только не администрация», – заметил эксперт.
Он также обратил внимание, что родители были испуганы произошедшим, а люди и так в состоянии стресса из-за коронавирусной инфекции. В связи с этим его не удивило, что многие не хотели пускать детей в школу. Если подобные ситуации возникают в разных регионах, то это, по его мнению, говорит о системной проблеме. Юрий Оболонский предлагает изменить закон о госзакупках 44-ФЗ.
«Основная задача этого закона – сделать госзакупки на питание чем дешевле, тем лучше. Для меня как родителя это глубочайший парадокс. Как его можно применять к питанию детей и вообще к детям? Получается, что мы будем покупать самые худшие на рынке услуги», – неприятно удивлен он.
Депутат Андрей Андреев также видит проблему в 44-ФЗ, что, в частности, в начале пандемии проявилось в закупке продуктовых наборов для многодетных семей. Цены на продукты в этих наборах были «безбожно» завышены, а ряд продуктов был от поставщиков с сомнительной репутацией. В результате депутатам пришлось вмешаться и менять поставщика.
Он также обратил внимание, что муниципальный контракт на питание школьников Красноармейска разрабатывался не в городе, конкурс проводился администрацией Московской области. В результате, заметил эксперт, контракт выиграла «непонятная фирма». Депутат призвал вернуться к практике, когда директора школ сами заключали договора на питание детей по 223-ФЗ и отвечали за это «своей головой». Что касается 44-ФЗ, то его надо пересмотреть, убежден Андрей Андреев.
Сопредседатель Национального родительского комитета Юрий Оболонский, в свою очередь, призвал исполнительные власти нести ответственность за происходящее в школах, а не придумывать глупые отговорки.