Таинственная история дочери художника Маши Шиловой
19 января этого года мы опубликовали снимок памятника, установленного на могиле дочери Народного художника СССР Александра Шилова. 25 лет назад 16-летняя Мария умерла от тяжелой болезни. Годы не лечат – ее отец по-прежнему безутешен. В день памяти Маши он возложил букет алых роз к подножию памятника в виде золотого ангела, постоял в печальной задумчивости и ушел.
Фото на Центральной аллее Ваганьковского кладбища сделала наш фотограф Лариса Кудрявцева, и его публикация вызвала живой отклик читателей. «Какая горькая судьба», «Невосполнимая утрата», «На всю жизнь осталась ангелочком», – написали в комментариях люди, сожалея о судьбе Маши.
Ей действительно выпала тяжелая участь. Любимый, долгожданный ребенок, с самого рождения купающийся в любви и ласке. Когда девочка появилась на свет, ее отцу было 36, у него подрастал старший сын, но дочка вызывала у Александра Шилова совершенно особенные, щемящие чувства. Он рисовал ее с младенчества. Множество карандашных набросков, где она спит, сладко посасывая в колыбели. Вот цветное изображение, где Маша на руках у матери, Анны Шиловой. Вот она, прелестный ребенок, пухлой ручкой обнимает игрушку. Вот, уже подросшая, отдыхает в деревне. А вот в трогательном белом фартуке – за уроками. Взрослеющая, по-юношески прелестная Маша в красивых нарядах… Когда отец - художник, можно не пользоваться фотоаппаратом, – вся твоя жизнь перенесена на холсты.
Но начался проклятый 1996-й, и все кончилось. Маши не стало. Однако ее портреты продолжали появляться с поразительной регулярностью, словно в насмешку над безвременной смертью. Художник не смирился с потерей – в его воображении Маша всегда остается рядом: с полотен смотрит девушка в самом расцвете своей красоты. Очень эффектные работы. Если не знать, что все они написаны после смерти их героини.
Горький осадок добавляют и обстоятельства жизни семьи Шиловых. За внешней идиллией скрывались странные, изводящие всех родственников отношения. Сегодня это называют модным словом «абьюз», но тогда жена художника Анна молча сносила его причуды. Уходила, когда тот в ночи выгонял ее с маленькой Машей из дома, не общалась со старшей дочерью Элиной, потому что так хотел Александр Максович, терпела обвинения в несуществующих грехах, сбивалась с ног, желая угодить супругу. Об этом она рассказывала в многочисленных интервью – к великому неудовольствию Шилова. После 21 года брака пара наконец рассталась. Последней каплей для Анны стало известие о внебрачной дочери ее мужа, родившейся через год после смерти Маши. Отношения художника с матерью ребенка завязались, когда девочка в мучениях умирала…
Болезнь, которая унесла жизнь Марии, – саркома костной ткани – до сих пор считается очень коварной и отличается от других видов опухолей агрессивностью и подверженностью метастазам. В группе риска – дети и подростки, и порой стоит большого труда понять, что стало толчком к ее развитию. В пятилетнем возрасте Машенька сильно ушиблась – на левое предплечье с хлипкой этажерки упали тяжелые старинные часы. Было больно, но вскоре неприятность забылась. И лишь через семь лет, когда у девочки снова заболела рука, вспомнили про давнее происшествие.
Лечение, к которому привлекли не только наших и иностранных врачей, но и новомодных целителей в лице Джуны, Кашпировского и Чумака, результата не дало. Многие специалисты утверждают: онкологические заболевания столь коварны, что иногда бывает достаточно пережить стресс, глубокое потрясение, чтобы они начали свою коварную поступь. Не исключено, причиной обострения стала тяжелая обстановка в семье Шиловых, напряжение в отношениях между отцом и матерью, которые не могли не расстраивать бедную Машу.
Милосердие к мертвым
Есть и такое наблюдение. Оно из области мистики, поверий, но, анализируя примеры, понимаешь: есть в этом необъяснимая логика. Портреты, словно забирающие жизнь запечатленных на них героев. Вот всем известная печальная «Тройка» Василия Перова – мальчик, изображенный в центре, умер через год после того, как художник вписал в композицию его фигуру. Когда случилось несчастье, безутешная мать попросила живописца отдать ей картину, но меценат Третьяков уже приобрел ее в свою коллекцию. Женщине ничего не оставалось, как пойти в галерею и там на виду у всех молиться, стоя на коленях перед своим Васечкой.
Знаменитая «девочка с персиками» - Вера Мамонтова, позирующая для одноименного полотна кисти Валентина Серова, умерла в 32 года, сгорев от пневмонии буквально за три дня.
Мария Лопухина, чей портрет написал Владимир Боровиковский, внезапно скончалась через три года после создания картины.
Буквально за месяц внезапная чахотка погубила «даму в голубом» - единственную любовь Константина Сомова.
Двухлетний Савва – сын Михаила Врубеля и его жены, певицы Надежды Забелы, которого отец изобразил на портрете, вскоре умер от менингита.
Наконец несчастная Жанна Эбютьен – возлюбленная итальянского мастера Амадео Модильяни, покончившая с собой после создания серии ее изображений. Таких примеров в истории искусства множество.
И еще важное. Верующие люди советуют: теряя кого-то из близких, нужно найти в себе силы отпустить их душу, не истязая ее бесконечным страданием. Как бы не был человек дорог, как ни тяжела боль утраты, принять, что печальное произошло. Сделать это надо из милосердия к мертвым. Сохранить их образ в памяти и жить дальше.