Из Грузии в Сталинград

Автор батальной картины «Встреча войск двух фронтов в районе Калача», посвященной контрнаступлению советских войск под Сталинградом, Юрий Гальков не видел войны. В те годы он был подростком и жил в Тбилиси. Переехав в Сталинград, художник проникся событиями Великого сражения на Волге, и уже не переставал писать монументальные полотна о победителях. Родился Юрий Константинович в семье инженера-железнодорожника и заслуженного учителя Грузинской ССР Константина и Феодосии Гальковых. С детства Гальков увлекался конным спортом на ипподроме и любил рисовать лошадей. Творческую специализацию художника-баталиста мастер получил в 1951 году, окончив Грузинскую государственную академию художеств. Учился будущий живописец у Моисея Ивановича Тоидзе, отца создателя культового плаката «Родина-мать зовет!». А на третьем курсе пришел в мастерскую талантливого педагога, художника старшего поколения Апполона Кутателадзе. В 1951 году Юрий Гальков попал по распределению в Сталинград. Все кругом напоминало о недавнем сражении, упорных и суровых боях с врагом. Здесь мастер встретил будущую супругу Раису Евдокимовну, радовался рождению дочери Ларисы и создал монументальные полотна о великом сражении на Волге. Многие живописные картины были написаны автором по заказу Музея обороны Царицына-Сталинграда. В фондах нынешнего музея хранится графика художника-баталиста, которую передала семья автора после его кончины. Дочь волгоградского живописца - член Союза художников России Лариса Самарина рассказала, что в начале пятидесятых годов еще не полностью восстановленный Сталинград вдохновил художника на создание как батальных полотен, так и работ о мирной жизни. В творчестве Юрия Константиновича эти две темы шли параллельно. В советские годы при создании картин, посвященных Сталинградской битве, важно было выдержать рамки социалистического реализма. За этим тщательно следили зональные выставкомы. Они оценивали работы и придирались к каждой мелочи, то штык не той длины, то полотно перегружено деталями. Иные краски проявились у Юрия Константиновича в авторских этюдах и натюрмортах. Когда Гальков ездил с семьей отдыхать на черноморское побережье, то обязательно брал с собой этюдник и рисовал без намека на войну: «Прибой» (70-е годы XX в.), «Утро», «Затишье» (60-е годы XX в.), «Гурзуф» (1974) и другие. Как сообщила Лариса Юрьевна, батальную картину «Сталинград. Соединение фронтов в районе Калача» (1954) Гальков написал в соавторстве с однокурсником Иваном Романовым. Работа передает тот волнующий момент, когда на бескрайной заснеженной донской равнине встречаются передовые части Красной армии, окружившие группировку гитлеровских войск. Это было началом разгрома врага под Сталинградом. Мастеру позировал тесть - сталинградский железнодорожник Евдоким Григорьевич Лошаков. С закинутой назад рукой он возле танка улыбается бегущим навстречу боевым товарищам. Также Евдоким Григорьевич твёрдо «шагает» на переднем плане картины «Год 1944» (1969-1970) и мастеровито сворачивает «козью ножку» в центре полотна «Тишина» (1964). Ларисе Юрьевне тоже приходилось позировать для картины, на которой боец Красной армии держит маленькую девочку на руках. Но больше всех вдохновляла на новые свершения живописца, конечно же, супруга - главный хранитель Музея Обороны Царицына - Сталинграда Раиса Галькова. Юрий Константинович работал в Художественном фонде города, который выполнял заказы по изготовлению и оформлению памятников, памятных знаков, бюстов, стендов, мозаики на предприятиях, во Дворцах культуры, институтах, магазинах. Тогда все художники, а было их около 30 человек, дружили с музеями, обращались туда за необходимыми материалами. Вероятно, при такой встрече, предположила дочь баталиста, ее родители и познакомились: «Папа и мама жили в «коммуналке» на улице Советской, 22 по соседству с известными работниками культуры. В квартире кроме них жили еще две семьи: дирижёра музыкального театра Константина Красова с супругой Тамарой и солистки Сталинградской филармонии Александры Скуп. В этом же доме жил художник-баталист из Тбилиси Иван Романов, который тоже, как и папа, попал по распределению в Сталинград», – вспоминает Самарина. В Волгограде члены Союза художников России имели мастерские на Аллее Героев. Там же была мастерская и у Галькова. По словам Ларисы Юрьевны, ее отец работал над картинами по заказу из Москвы. Готовую работу сдавал выставкому и получал гонорар. Заказы распределялись на представителей Союза художников России. А чтобы туда попасть, всем желающим рекомендовали участвовать в зональных тематических, всесоюзных и международных выставках. Работы Юрия Галькова экспонировались в Германии, Чехословакии, Москве, Волгограде. 8 июля 1964 года в городе Куйбышеве на первой зональной тематической выставке «Большая Волга» признание получила картина Юрия Константиновича «Тишина» (1964). В фондах Музея-заповедника «Сталинградская битва» хранятся эскизы и наброски к этому полотну, выполненные автором в 1962 - 1964 годах. В фондах Музея-заповедника «Сталинградская битва» хранятся таки работы мастера, как «Бои в районе «Красного Октября» (60-е годы XX в.), «Встреча войск двух фронтов в районе Калача» (первый вариант 1954), «Солдат» (50-е годы XX в.), «Бои на дальних подступах» (1957), «Сталин» (1955), «Парламентёры» (1967), а также эскизы к картинам «Ни шагу назад» (1970), «Бой на лестничной клетке» (1962-1963), «Переправа» (1970), «Память» (1970), «Парламентеры» (1961-1963). В работах Гальков стремился сохранить достоверность событий. Большим подспорьем для художников в работе остаются пленэры на территории области. Здесь Гальков с коллегами искал предметы времен Сталинградской битвы. После таких поездок живописец написал этюд «Следы войны» (70-е годы XX в.). На рисунке изображены: брезентовая плащ-палатка, пробитая пулями каска советского солдата, фляжка, гильзы патронов и снарядов, кобура, автомат, офицерский планшет, саперная лопатка, осколки мин и снарядов. Лариса Юрьевна отметила, что заказы у художников не были систематичными: «Заказы поступали периодически, поэтому жили мы втроем скромно в «коммуналке» семь лет (надо сказать, что единственная дочь Галькова появилась на свет в 1955-м году – Прим. авт.). Зато родители дружили с соседями. Они уважали папу, многие работали с ним, к примеру, художники - Василий Васильевич Стригин, Федор Михайлович Суханов. Даже после переезда в однокомнатную квартиру в доме на проспекте Ленина, 48/2 нас по-прежнему окружали творческие люди. Среди них - скульптор Михаил Яковлевич Пышта, первый диктор местного телевидения Тамара Козлова, мамин коллега из музея Обороны Царицына-Сталинграда Ростислав Кузьмич Ильин. Семьями соседи выезжали за Волгу отдыхать и умели радоваться простым мелочам мирной жизни». Юрий Константинович прожил короткую и полную ярких красок жизнь. В августе 1971 года у Галькова случился обширный инфаркт. Врачи не смогли спасти художника-баталиста. Ему было всего 44 года: «После смерти папы мне оставался еще год учебы в школе. А потом поступление в Одесское театральное художественно-техническое училище и украинский полиграфический институт имени Ивана Федорова во Львове. Маме пришлось продавать картины. Большинство из них хранятся в музеях России», - рассказала напоследок дочь мастера. Память о Галькове сохранили не только авторские монументальные полотна, но и родные люди: дочь, внуки Юрий и Анна. В настоящее время подрастают правнучки художника-баталиста Ульяна и Лина. В семье продолжают рисовать, а Лариса Юрьевна учит этому и воспитанников Волгоградской областной детской художественной галереи.

Из Грузии в Сталинград
© Аргументы Недели