«Жили в контейнере, питались овсом»: новые подробности в деле о секте Виссариона

В суде выступила Надежда Штехерт, которая с 14 лет жила в религиозной общине. Ей даже приходилось побираться.

«Жили в контейнере, питались овсом»: новые подробности в деле о секте Виссариона
© НДН.Инфо

Продолжается процесс по делу о ликвидации «Церкви последнего завета» – религиозной общины, созданной в красноярской тайге вдали от цивилизации.

На заседании выступила 39-летняя москвичка Надежда Штехерт. Ее привезли в общину к Виссариону ребенком в 1994 году.

Родители продали квартиру в Москве и с коробкой денег и двумя детьми приехали в Сибирь, став последователями Виссариона. Отец и мать Надежды до сих пор, вот уже 25 лет, преданы создателю культа, несмотря на тяжелые условия жизни в общине.

Сначала родители жили в Минусинске, а 14-летнюю Надю отправили в детский лагерь, где она и другие дети адептов жили в палатках и не доедали, говорится в материалах допроса, опубликованных в телеграм-канале адвоката Виссариона.

Девочка сбежала из палаточного лагеря и скиталась несколько недель скиталась в поисках родителей. Вернувшись к ним, поняла, что хочет уехать из общины. Просила бабушку в письмах забрать ее, но они не доходили до родственницы – родители перехватывали.

В 16 лет Надежда вышла замуж за молодого человека из общины, и вместе они уехали в Ульяновск. Через два года ушла от мужа, который, по ее словам, был склонен к рукоприкладству, и вернулась в общину. Родители помогли ей купить там дом.

 «Сама она к последним себя не причисляет и воспитана в православии. Пояснила, что там к ней относились как к «падшей», то есть закрыто, отстраненно, свысока. Ее родители в то же время перебрались на гору (место, где жили приближенные к Виссариону – прим. ред.) и жили в контейнере на 15 тонн, питались неободранным овсом», – говорится в показаниях.

Штехерт рассказала о строгих ограничениях в питании: последователям нельзя было есть мясо, молочные продукты. Она также вспомнила о нескольких случаях отказа от медицинской помощи, которые закончились неблагоприятными последствиями, о том, что в секте пропагандировались пацифистские идеи и уклонение от армии.

Надежда уверена, что ее родителей подвергли гипнозу и они живут в страхе, поэтому не могут покинуть секту. Она считает себя пострадавшей и физически, так как приходилось голодать, и морально. Штехерт в рамках уголовного дела предстоит пройти экспертизу.

Другие пострадавшие по этому делу тоже дали разоблачающие показания: Елена Мельникова из Новосибирска рассказала, как муж продал квартиру и отдал деньги общине; а другой адепт поведал, как сорвал здоровье, занимаясь тяжелым физическим трудом. 

«Церковь последнего завета» основал бывший милиционер Сергей Тороп в 1990-е. Он провозгласил себя Мессией, взял имя Виссарион и основал религиозную общину. По версии следствия, ее жители под психологическим давлением отдавали лидеру деньги. В секте процветали насилие, многоженство, строгое подчинение главе. Адепты отказывались от официальной медицинской помощи, прививок и принимали роды на дому.

В сентябре 2020 года Тороп и его помощники Вадим Редькин (бывший участник группы «Ласковый май») и Владимир Ведерников были задержаны на территории религиозной общины в лесу Красноярского края и отправлены в СИЗО Новосибирска. Им предъявлены обвинения по ч. 1 ст. 239 УК РФ («Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами»).

Недавно Ведерников заявил, что под пытками его склоняли к сотрудничеству со следствием. Якобы тем же угрожали Виссариону и Редькину. ГУ ФСИН по Новосибирской области отрицает, что подобное было в стенах СИЗО.