Больница, потом приют: как дела у 14-летней школьницы, которая пожаловалась на мать в полицию

Жительница Калининградской области пыталась задушить 14-летнюю дочь, в ответ школьница заявила в полицию — на мать завели "уголовку". Как и за что ребёнок может посадить родителя в тюрьму? Почему так происходит? Об этом "Клопс" спросил калининградских юристов и психологов.

Больница, потом приют: как дела у 14-летней школьницы, которая пожаловалась на мать в полицию
© Клопс.Ru

1. Что сейчас с ребёнком?

Девочку поместили в районную больницу, в дальнейшем её направят в приют, сообщили "Клопс" в региональных соцслужбах. Здоровью подростка ничего не угрожает, добавила детский омбудсмен региона Ирина Ткаченко.

По её словам, семья не считалась проблемной: "Девочка посещала школу, [ходила] в поликлинику, дома жила. Мы не говорим о том, что это системные издевательства или угроза жизни была".

Случился конфликт, который перерос в противоправное действие. Если долго всё плохо, ребёнка бьют и не кормят — здесь однозначно было бы нужно забирать ребёнка, а к родителям применять меры".

2. Что будет дальше?

Сейчас органы проводят проверку. "В любом случае ответственность мама понесёт. Какое будет наказание, станет понятно из квалификации совершённого действия", — рассказывает омбудсмен Ткаченко.

Сейчас девочке оказывается помощь. Маме и ребёнку, безусловно, нужно восстанавливать детско-родительские отношения. Если это не ситуация, которая происходит в семье длительное время — а сейчас ничто не указывает на это, — то здесь нужна помощь психологов и социальное сопровождение".

Есть два варианта дальнейшего развития событий: "После проведённой работы и с мамой, и с девочкой будет понятно: останется ребёнок в семье либо будет находиться в детском учреждении, а к маме будут применены меры — ограничение родительских прав или их лишение".

3. Почему так произошло?

Заявить на родителя в органы — это проявление одной из последних стадий семейного конфликта, объясняет калининградский психолог и отец четырёх детей Евгений Ипатов.

Юридические последствия — это крайне редкий случай. Здесь ситуация, которая дошла уже до огромного кризиса. Обычно семейные конфликты могут длиться очень долго, проходить несколько стадий. Одна из самых острых — когда конфликтующие хотят уничтожить друг друга".

По мнению эксперта, в случившейся накануне ситуации у матери не нашлось никаких аргументов: "Пытаться задушить девочку — это говорит о том, что мама была в отчаянии".

Конфликт с точки зрения психологии — это желание изменить другого человека. Когда привычные способы влияния так и не помогли, возникает очень много чувств: ненависть, злоба, раздражение", — на их фоне возможно и физическое насилие.

Ребёнок, предполагает Ипатов, продолжала "жить так, как считает правильным". "Мама совершила насилие над девочкой, та обиделась и пошла на крайние меры — рассказала кому-то ещё, а не оставила конфликт внутри семьи", — говорит психолог.

Обычно семьи в таких ситуациях идут к психологу. Удаётся примириться, если две стороны готовы извиниться друг перед другом. Это сложно, но так конфликт можно остановить", — после каждый сможет прояснить, что он хотел изменить в оппоненте.

4. Что делать, если в семье есть проблемы?

Омбудсмен Ткаченко советует обращаться в центры социальной поддержки, которые есть в каждом муниципалитете. Там семьям помогают психологи, юристы и другие специалисты. "Будет составлена программа. Длительность зависит от ситуации: есть шестимесячные программы, есть на более короткий срок", — говорит она.

Родителю, отмечает психолог Ипатов, стоит понять: прежде всего, это уже не ребёнок, а человек со своими потребностями и чувствами. Обычно взрослые общаются с детьми "с позиции сверху вниз".

Из серии: "Я знаю, как должно быть, а ты должен выполнять мои указания". Где-то с 13 лет нужно немного менять модель поведения. Например: "Я понимаю, что тревожусь за ребёнка и мне многое не нравится, но он уже вырос. Я не могу теми же способами влиять на него". Нужно иметь контакт, чтобы начать договариваться, уважать и принимать другую сторону".

Ребёнку во время подросткового кризиса очень сложно контролировать свои чувства, но он может регулировать отношения с точки зрении собственной выгоды. "Да, я хочу пообщаться с друзьями допоздна, и мама не может из-за этого заснуть, но я готова пойти на уступки, чтобы она была спокойна", — объясняет Евгений Ипатов.

Есть такой фактор, как гормональная буря. Эмоции меняются от плюса к минусу в течение 15 минут. Раньше были только родители, а теперь есть окружение, потребность уходить от контроля, понимать свои силы".

В конфликтной ситуации важно вовремя остановиться и понять, что происходящее завело их в тупик. "Нужно выговорить весь накопившийся гнев так, чтобы две стороны могли слышать друг друга — это очень непростая задача. Обычно для этого выбирают либо службы медиации, либо посредника в лице психолога", — только после этого близкие смогут вернуться на доконфликтный этап взаимоотношений.

5. Куда обращаться ребёнку, если он не чувствует себя в безопасности?

Если ребёнок пережил насилие или ему грозит опасность, он может пожаловаться на родителя несколькими способами, рассказывает калининградский юрист Михаил Побережный. Обращения принимаются как в письменном виде, так и по телефону:

— 8 800 200 19 10 (телефонная линия Следственного комитета "Ребёнок в опасности" ).

— 8 4012 604-887, 604-885, 604-886 (уполномоченный по правам ребенка по региону).

— 8 800 200 01 22 (детский анонимный телефон доверия).

Учителя или школьные медработники тоже помогут. "Любой взрослый, который наблюдает ситуацию жестокого обращения с ребёнком, может сам обратиться по номерам горечей линии, в органы опеки, полицию, прокуратуру или суд", — юрист уверяет, что свидетели детского насилия обязаны сообщать об этом.

6. Важно ли, сколько лет ребёнку?

Нет.

7. Как будут проводить проверку?

Как отмечает Побережный, сигнал о жестком обращениим с ребёнком будут проверять.

Для этого проводится ряд судебно-медицинских и судебно-психологических экспертиз, при необходимости подростка госпитализируют", — правоохранители проверяют также условия жизни пострадавшего.

Если учителя, медработники, одноклассники и друзья, органы опеки подтвердят слова подростка, это будет считаться доказательством. "Суд также может рассмотреть показания ребёнка, его дневники, записи, рисунки, переписки в социальных сетях", — рассказывает эксперт.

Калининградские подростки рассказали, за что готовы сдать родителей в полицию.