Личная история Агнии Барто. Какую трагедию пережила поэтесса, зачем основала «Жди меня» и что ее связывало с Корнеем Чуковским

Вымокший до нитки зайчик, мишка с оторванной лапой и потерявшийся в траве козленок… Образы, созданные этой поэтессой — дорогой сердцу мост из вселенной взрослых на планету детей. Мы умоляли родителей почитать нам ее книги, а теперь с восторгом читаем их собственным детям. Сегодня — 115 лет со дня рождения Агнии Барто. ДЕВОЧКА ИЗ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ Она родилась 17 февраля 1906 года. Впрочем, дочь ее уверяла, что мать прибавила себе год, когда ей понадобилась работа, чтобы помогать отцу прокормить семью. Семья Гетель Лейбовны Воловой, как звали Агнию Барто при рождении, была довольно обеспеченной. Она росла единственным ребенком успешного ветеринарного врача. Отец с детства прививал ей любовь к литературе и стал ее первым критиком. Гетель получила отличное домашнее воспитание, но революция внесла свои поправки в ее дальнейшую судьбу. Дела отца стали не очень хорошо складываться, и подростком будущая поэтесса отправилась работать в магазин «Одежда», где всем сотрудникам выдавали селедочные головы, из которых мать дома варила суп. Именно тогда и началась путаница с годом рождения в будущем знаменитой девочки из хорошей семьи. НЕСОСТОЯВШАЯСЯ БАЛЕРИНА Долгое время Агния была уверена, что станет балериной. Она окончила хореографическое училище и поступила в труппу. В 1921 году юная танцовщица вышла замуж за Павла Барто, чью фамилию так и оставит себе впоследствии. Юноша был поэтом и написал немало прекрасных сочинений, но затмить славу первой супруги так никогда и не смог. Спустя почти 10 лет брака молодые люди разведутся. Всерьез о работе литератора Агния подумала на выпускном в училище, где она выступала с чтением собственного произведения. Услышавший ее нарком просвещения Анатолий Луначарский, смеясь, сообщил Барто, что ей стоит писать детские стихи. Так впоследствии она и поступит. Из-за тягот послереволюционной жизни балетная труппа, в которой танцевала Агния, покинет страну. Юная танцовщица с ними не уедет из-за запрета отца. Так начнется новый этап в жизни Агнии. ЛЮБОВЬ И ЛИЧНЫЕ ДРАМЫ Сын Эдгар (Гарик) у поэтессы и ее первого мужа Павла родится спустя несколько лет брака. Когда мальчику будет шесть лет, его родители разведутся, и воспитывать его будет уже отчим. Со своим вторым супругом, совершенно далеким от искусства, теплоэнергетиком Андреем Щегляевым Агния проживет много счастливых лет. От него она родит дочь Татьяну, которая так же, как и отец, станет кандидатом технических наук. Удивительно, но про своих детей Барто никогда не писала. За несколько дней до объявления Победы 5 мая 1945 года погибнет сын поэтессы. 18-летнего Гарика, мечтавшего о небе и авиационном училище, собьет грузовик. В жизни Агнии Львовны май 45-го навсегда останется днем личной потери и большой трагедии. СВОЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ Писать о детях так, как писала Барто, не мог никто — да и до сих пор не может. Она не просто жила рядом с ними, она жила, как они. Будучи в эвакуации, поэтесса по совету друга устроилась работать на завод — там, где сотнями трудились у станков дети, занявшие места ушедших на фронт родителей. Эти мальчишки и девчонки сначала сторонились взрослой писательницы, но в итоге взяли над ней шефство и помогали освоиться с техникой. Она наблюдала за ними, изучала их характеры, взгляды, мечты и личные переживания. Она писала про детей и для детей. Многие ее стихи родились именно благодаря умению смотреть в детские души, которые окружающий мир ранит куда сильнее, чем кажется взрослым. Барто умоляла отправить ее на передовую, и когда добилась своего, читала солдатам собственные произведения. Они плакали: одни, вспоминая детей, а другие — собственное вчерашнее детство. ТЫСЯЧИ ПОТЕРЯННЫХ ДУШ После войны Агния Львовна написала удивительное произведение — «Звенигород», в котором описала жизнь сирот в детском доме. Эта была отправная точка для огромного пласта работ поэтессы, сумевшей объединить тысячи потерявших друг друга родителей и детей. После публикации поэмы Барто получила письмо от женщины, уверяющей что во время войны у нее пропала дочь. Женщина писала, что впервые за много лет ей стало легче, когда она поняла, что ее девочка могла попасть в хороший детский дом, где о ней заботятся добрые люди. Агния Львовна приняла все близко к сердцу и начала поиски. Вскоре Нина (как звали уже повзрослевшую девушку) была найдена и воссоединилась с матерью. Эта история получила огласку, и Барто стала ежедневно получать сотни писем от потерявших детей или родителей людей. Она читала их все. Те, что были легкими, относила в милицию. Сложные случаи оставляла себе. Благодаря поэтессе около тысячи семей воссоединились. Девять лет каждого 13-го число месяца Агния Львовна выходила в эфир радио «Маяк», чтобы рассказать новую историю. На основе этой передачи много лет спустя появился телепроект «Жди меня». За отправную точку поисков Барто брала детские воспоминания — очень личные, индивидуальные. Петух клюнул в лоб, упала в колодец, прыгнула с сарая в сено… Нелепые, яркие детские обрывки воспоминаний помогали находить людей, даже не помнивших своего имени и даты рождения. Эту заслугу Агнии Львовны просто невозможно переоценить. Хотя современники и говорят, что поэтесса видела все либо в черном, либо в белом цвете, не желая мириться с оттенками и полутонами. ТЕМНЫЕ СТОРОНЫ БОЛЬШОЙ ДУШИ Барто помогала сотням детских домов, многих лично курировала. Но человека, считавшего ее своим другом, решила вытравить из мира литературы. Речь, конечно, о Корнее Ивановиче Чуковском. Именно его Агния Львовна обвинила в написании вредных для детей произведений. Травля на тот момент уже именитого поэта была основательная и коснулась в том числе и дочери классика детской литературы. Потом многие упрекали Барто в трусости перед системой, пеняли ей на неумение видеть иные углы зрения, кроме своего собственного. Эта травля навсегда оставит темное пятно на репутации доброй и отзывчивой женщины. Еще один момент, ставящий под сомнение репутацию поэтессы — собрание по делу Бориса Пастернака, на котором Агния Львовна присутствовала и поддержала письмо к правительству СССР с предложением выслать Пастернака из Советского Союза. Доподлинно установить мотивы, двигавшие Барто, сейчас очень непросто — то ли она действительно искренне верила в советскую идеологию, то ли прекрасно понимала: шаг влево выкинул бы ее саму из этой системы. КИНОСЦЕНАРИИ И КОСМОС Была в биографии Агнии Львовны и еще одна интересная страница. Она помогала писать сценарии к фильмам с участием детей. Так на свет появились легендарный «Подкидыш», трогательный «Слон и веревочка», мотивирующий «Алеша Птицын вырабатывает характер» и многие другие. По ее стихам снято много мультфильмов, о ней по-прежнему пишут книги и снимают телепередачи. Более того, имя Агнии Барто присвоено малой планете (2279) Барто, расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере. ОНА НЕ ПЛАКАЛА… ОНА БЫЛА СИЛЬНОЙ Когда дочь Татьяна вспоминала свою мать, то первым всегда было полное отсутствие слез. Агния Львовна никогда не плакала, она действовала. Если что-то делала, то сверх собственных сил, если жила, то только полной грудью. Она умерла от сердечной недостаточности в 1981 году, и врачи, пожав плечами, удивленно завили, что не знают, как поэтесса смогла так долго продержаться и так много успеть с таким диагнозом. Знали это только ее близкие, которым Барто всегда говорила: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может». Она это точно знала, ведь для нее такие минуты растянулись в целую жизнь.

Личная история Агнии Барто. Какую трагедию пережила поэтесса, зачем основала «Жди меня» и что ее связывало с Корнеем Чуковским
© Eva.ru