Спорт будут пропагандировать через мультфильмы
Правительство России сейчас активно прорабатывает механизм социального налогового вычета людям, которые пользуются физкультурно-оздоровительными услугами, а также определяют перечень таких услуг, сообщил на «правчасе» в Совете Федерации глава Минспорта Олег Матыцин. Законопроект, уже принятый Госдумой в первом чтении, предполагает, что вычет положен россиянам, купившим абонемент в спортзал. Максимальная сумма, которую зачтут в 13-процентный подоходный налог — 120 тысяч рублей, то есть получить назад можно до 15,6 тысячи. По словам Матыцина, положения документа должны вступить в силу 1 января 2022 года.
Пандемия не помешала
«Спортивного» министра сенаторы пригласили, чтобы в первую очередь обсудить развитие детско-юношеского спорта. В этом, по словам Олега Матыцина, есть конкретные успехи. Например, даже несмотря на то, что 2020 год был непростым из-за пандемии, ведомству удалось провести по стране 4700 соревнований, среди которых 2027 — среди детей и юношей. На футбольные поля и на площадки, где сдают нормативы ГТО, поставили 466 комплектов спортивного оборудования, а также 78 комплектов для хоккея. Ввели в строй 135 спортивных объектов, в 2021 году планируют ввести ещё 120. По планам, благодаря государственно-частному партнёрству к 2024 году в России дополнительно построят 25 крытых футбольных манежей и 50 крытых тренировочных катков с искусственным льдом, где также сможет заниматься молодёжь, сообщил Матыцин.
При этом перед ведомством стоит задача вовлечь в спорт ещё больше подростков. Согласно статистическим данным, которые привёл Матыцин, если 90 процентов малышей от 3 до 5 лет буквально рвутся к физкультуре, то в возрасте от 6 до 12 лет четверть из них теряет к ней мотивацию.
«Поэтому нужна пропаганда занятий спортом с использованием СМИ, ресурсов мультипликации, проведение занятий в школах», — считает глава Минспорта.
Тренерам — достойные условия
Зашёл разговор и о детских тренерах, которые, занимаясь с ребёнком, должны не просто «отрабатывать свои часы», но и заинтересовать его, вдохновлять на дальнейшие победы. Но реформа образования перевела детско-юношеские спортшколы из-под крыла Минобрнауки в ведение Минспорта, и тренеры потеряли статус и льготы педагогов. Среди них, например, право досрочной пенсии после 25 лет педстажа, доплаты за классность, 42-дневный отпуск. Председатель Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов ещё в 2018 году предостерегал, что это приведёт к оттоку специалистов, так и случилось.
Госдума 16 февраля в первом чтении приняла правительственный законопроект, который возвращает детским тренерам былой статус и, соответственно, полагающиеся льготы. Но некоторые положения документа стали камнем преткновения в диалоге сенаторов с Минспорта.
«Например, в проекте закона вы предлагаете сделать физкультурно-спортивные учреждения образовательными организациями, а программы спортивной подготовки — образовательными программами, — сказал член Комитета Совфеда по экономической политике Эдуард Исаков. — То есть, по сути, вы передаёте регулирование подготовки спортивного резерва в другое ведомство, которое будет осуществлять и лицензирование. При этом за сферой спорта остаётся лишь контроль над тем, как Минпросвет будет проводить лицензирование учреждений спортподготовки. Зачем создавать такую сложную конструкцию, которая может привести к конфликту между отраслями?».
А член Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Фабричный добавил, что получение лицензии у Минпросвета и «потенциальный двойной контроль над учреждениями спорта» — это и дополнительные расходы из региональных бюджетов. Парламентарий поинтересовался, предусмотрено ли софинансирование расходов в случае принятия законопроекта.
«Я понимаю вашу озабоченность и озабоченность регионов, но речь точно не идёт о передаче полномочий системе Минпросвета, — ответил Матыцин. — Минспорта должно остаться основным регулятором системы детско-юношеского спорта. Со своей стороны мы обещаем минимизировать риски, связанными с недопониманием по законопроекту, с турбулентностью на уровне регионов. У нас ещё есть время, мы готовы к диалогу, чтобы ко второму чтению документа найти правильные решения».
Минспорта должно остаться основным регулятором системы детско-юношеского спорта
Член Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Арсен Фадзаев также предложил министру разработать способы поддержки молодых тренеров. Он отметил, что их средняя зарплата составляет 18-20 тысяч рублей, что «слабо обеспечивает их социальный статус». Олег Матыцин согласился, что тренер — это человек, который фактически «второй отец или мать» ребёнку, круглые сутки находится с ним в зале, поэтому ко второму чтению законопроекта, по его словам, стоит предусмотреть для них дополнительные надбавки.
Россия проведёт Чемпионат мира по волейболу
Несмотря на международные спортивные санкции, Правительству удалось отстоять право России на проведение крупных турниров. По словам Матыцина, у нас гарантированно пройдёт Чемпионат мира по волейболу, Всемирная летняя универсиада в 2023 году в Екатеринбурге, Специальная зимняя олимпиада в 2022 году Казани.
Но чтобы на таких крупных спортивных соревнования призовые места занимали российские спортсмены, развитие детско-юношеского спорта надо ставить в приоритет, напомнила спикер палаты регионов Валентина Матвиенко.
«Именно в детстве закладываются основы будущего мастерства, — сказала она. — При всей широте компетенций для Минспорта эта тема должна быть приоритетной. Есть специализированные юношеские школы, школы олимпийского резерва, это важно и надо поддерживать. Но есть дворовой спорт, который тоже всегда был очень важен. Футбольные поля, баскетбольные кольца, тренажеры — это не стоит больших затрат. Это стоит внимания от глав муниципалитетов, губернаторов и министра спорта».
Матвиенко также подчеркнула, что при выборе между строительством очередного «пафосного ледового дворца и тысяч новых детских площадок» нужно выбирать последнее, в том числе развивать спортивную инфраструктуру на селе. Матыцин пообещал, что в 2021 год Минспорта выделит максимальное финансирование на строительство спортивных объектов в сельской местности.