"Оценка — это не "зарплата" ребёнка": правила жизни калининградской программистки, решившей стать учителем
Какую роль в изучении математики играют хомлины, почему лучше не выкладывать на всеобщее обозрение откровенные фото и чем опасны отличники. Об этом "Клопс" рассказала 28-летняя Дарья Прядухина, которая вошла в "пятнадцать" лучших педагогов России по итогам 2020 года.
Калининградка уже шесть лет учит детей математике. В прошлом году она победила в региональном этапе конкурса "Учитель года". В 2017-ом была призёром муниципального состязания "Педагогический дебют" и областного "Мой наставник".
"С железом не пообщаешься"
В профессию я пришла в 2014 году в свой 17-ый лицей, который закончила, а два года назад перевелась в 23-ий. Мне было интересно общение. Изначально я училась на программиста в БФУ — это цифры и расчёты. Увлекательно, но не хватает эмоций, с "железом не пообщаешься".
На пятом курсе можно было получить педагогическую специализацию, решила попробовать и отправилась в школу на практику. Мне понравились дети, коллектив и это было взаимно".
Как хомлины в задачник попали
Пять лет назад я гостила у подруги в польском Вроцлаве. По всему центру города разбросаны маленькие скульптуры гномов. Они показались милыми домовыми, создающими уют, хотелось встречать их на прогулках ещё и ещё. И когда Наталья Шевченко подарила Калининграду первую бронзовую фигурку дедушки Карла, я была в восторге и приятной ностальгии".
Когда я участвовала в конкурсе "Учитель года", то мне надо было провести для волгоградских восьмиклассников открытый урок. Я решила не только задачи придумать, но и рассказать о Калининграде, отправить их в путешествие по городу. Получился такой мини-путеводитель с "Задачами на движение". Героями занятия я сделала Иммануила Канта и своих любимых хомлинов.
"С детьми узнаёшь современный мир"
Школьники идут в ногу со временем, я через них как будто познаю современный мир. Сейчас у меня три пятых и один десятый, классное руководство. Ещё я заведую кафедрой математики в лицее.
Чтобы заинтересовать предметом, надо постоянно выходить за рамки учебника. Мне помогло, что я преподавала в региональном Центре одарённых детей. Там была внеурочная деятельность, где надо находить задания нестандартные, которые показывают предмет не как мир сухих цифр и расчётов. Такой подход я стала внедрять и в школе. Детям интересны задания, в которых показано практическое применение темы".
С гуманитариями надо "цепляться к словам"
Например, проходим тему "Упрощение", я обязательно начинаю в этом термине "копаться". Выяснять где у него корень, приставка, окончание. Какое значение у лексемы, с чем она ассоциируется у детей. Я люблю русский язык и литературу и "цепляюсь к словам" (смеётся). С гуманитариями это важно. Иногда они понимают меня даже лучше, чем физмат.
В том году я выпускала гуманитарный класс и у меня из 17 человек около девяти сдавало профильную математику — это необычно. При этом у них уменьшенное количество часов предмета".
"Обижаюсь, когда просят поставить пять"
Очень не люблю погоню за отметками, иногда даже расстраивает в конце урока вопрос: "А 5 поставите?" Самое грустное, когда родители говорят, что для детей школа — это работа, а отметки — "зарплата". Мол, как поработал, так и получил. Это совсем не так. Ребёнок может очень сильно стараться, а оценки при этом оставаться прежними. Четырьмя цифрами "2", "3," "4", "5" не всегда получается оценить труд ученика. Хочется, чтобы школьные годы были интересными, яркими, тёплыми, а не каторжной работой "на 5" с мыслями о "победе на олимпиадах любой ценой".
Про самоизоляцию
Во время всеобщего карантина куча сайтов предоставляла бесплатный доступ, было столько всего интересного. Мне всё хотелось детям показать. Первые рабочие дни на удалёнке я наделала кучу уроков, где нужно было переходить по разным ссылкам и делать всякие увлекательные упражнения. Но дети откровенно признались, что устали регистрироваться на множестве сайтов. Поняла, что надо сокращать. Дети очень страдали без общения. Они наряжались в разные халатики, пижамы, прямо показ мод, а в конце онлайн-уроков не хотели расходиться".
Про хобби
Вместо музыки, по дороге на работу я слушаю подкасты: "Любить нельзя воспитывать", "Ted Talks", "Другая школа". Читаю книги, но в основном по педагогике и психологии. Этим летом часто ходила на йогу, в ближайшее время хочу возобновить занятия. Весной с мужем будем совершать велопрогулки и выезды на море".
Что нельзя учителю
Никогда не позволю себе оскорбить личность или семью ребёнка: словами, поступками, жестами. Однако, мы не всегда знаем о переживаниях детей, событиях в их жизни. Может возникнуть ситуация, когда, сама того не замечая, говоришь слова, которые чем-то обижают. Я после таких моментов стараюсь всегда наедине извиниться, выяснить, что задело.
В соцсети я выкладываю фото в купальниках, видео с караоке и много ещё чего "шокирующего", что-то могут видеть все, а что-то — только близкие друзья".
Если педагог профессионально занимается спортом, не вижу ничего греховного в том, чтобы он выложил фотографию в купальнике или специальном фитнес-костюме — это достойно уважения. Но если у вас возникло просто желание красиво выгнуться для фотографии и выставить в Instagram, то прежде нужно себе задать вопрос: "Зачем?".