Маленьких омичей учат любить родной город
В одном из частных детских садов Омска разработали и запустили программу по воспитанию осознанного восприятия городской жизни. Экскурсионно-познавательная программа "Город Малышомск" (0+) реализуется в одном из частных детских садов города с 2015 года. За это время проект развивался, совершенствовался и находил всё больше сторонников вне педагогической среды. Цель программы - воспитывать осознанное восприятие окружающей среды уже с раннего возраста. Автор программы, руководитель сети частных детских садов Омска "Лимпопо" Татьяна Мирошникова рассказала корреспонденту "Омск Здесь", почему возникла такая идея, как сами дети воспринимают своеобразные уроки краеведения и можно ли научить любить Омск. - Татьяна, когда возникла идея возникновения программы "Город Малышомск"? - Всё началось в 2014 году. Тогда я участвовала в проекте "Омск - Фактор жизни". Проект по созданию стратегии развития города именно исходя из потребностей и желаний самих жителей привлёк десятки омичей. Звучало и обретало формы множество идей. Забегу вперёд, озвученные тогда в качестве мечты идеи, сегодня уже реализовываются. Но тогда при обсуждении разных сфер жизни Омска меня всё время цепляло, что идёт поиск решения - как заставить омичей не уезжать из города. Многие и сейчас считают, что успех ребёнка - вырасти и уехать из Омска. И настраивают его именно на такой путь. Мне за такое обидно, неприятно. Я коренная сибирячка. И я начала думать, что могу сделать для исправления ситуации как руководитель детского сада. В 2015 году мы с педагогами создали и начали реализовывать первую программу. Ежегодно она переписывается и дополняется. - Какова цель этого проекта? - Сделать так, чтобы уже с малого возраста дети учились любить место, в котором они живут. Я хотела, чтобы дети осознавали, что они не просто какие-то абстрактные существа, которые непонятно где живут, а осознавали, что они родились в городе Омске, что это прекрасный город, что у него замечательная история. Чтобы они гордились тем, что живут именно здесь, что они омичи и сибиряки. Эта идея воплотилась в этой программе. Она рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Я скажу, что этот проект уникальный. Я общаюсь с другими частными садами. Многие говорят, что им интересны экскурсии. Но, как правило, они носят разрозненный характер, а не так чтобы это была программа, нацеленная на определённый результат. По крайней мере, ни у кого с кем бы я ни общалась, такого нет. Этим надо болеть. Это должно внутри откликаться, чтобы это было важным для тебя, и тогда это будет делаться. - Как проходят занятия? - Сначала идёт подготовка. Перед тем, как выйти на экскурсию, на занятиях мы изучаем материал, знакомим детей с ним. Например, экскурсия по Любинскому проспекту. Всю неделю мы с детьми рассуждали, что такое улица, что на ней есть, какие дома, почему именно такие дома. Спрашивали, какие дети знают улицы в Омске, на какой улице сами живут. С экскурсоводом мы заранее согласовываем тему. Так как это экскурсионно-познавательная программа, основной упор делается на выездные экскурсии. Летом в основном все экскурсии на улице. Зимой - в помещениях. Программа содержит разделы - история города, история улиц, предприятия, профессии. Это может быть экскурсия на работу к родителям. Мы ездили и в медцентры, и на промышленные предприятия, в цирк, театры, музеи. Бывает, что запрос поступает от самих детей или родителей. Один раз воспитанник пришёл и говорит, что есть такая профессия "конструктор", а что это? И мы организовали экскурсию в наше омское конструкторское бюро. Мы находим различные способы, как это реализовать. Затем, при закреплении материала, мы создаём творческие работы - рисунок, поделки, чтобы дети эмоции и впечатления проявляли через творчество. - Но ведь для такого возраста провести стандартную экскурсию не значит получить результат? - Экскурсия сама по себе - мероприятие, которое требует профессионализма, и в последние три года нам очень помогает клуб "Учёный кот" . Они специализируются на семейных экскурсиях. Но они согласились делать именно для дошкольников. Здесь сложность в том, чтобы подобрать экскурсовода, который не просто много знает о городе, но и может это рассказать так, чтобы это было интересно малышам, понятно и увлекательно. На самом деле - современные дети очень развитые. Они свободнее и любознательнее, чем мы в детстве. Они быстро схватывают информацию и задают порой неожиданные вопросы. У нас смешанная группа. Дети от 4 до 7 лет. Это очень интересный опыт по модели многодетной семьи. Экскурсионная программа готовится для всех детей. Не факт что 4-летний ребёнок усвоит всё. Но то, что он в состоянии впитать и понять в этой ситуации, он поймёт и возьмёт. А порой и больше в силу того, что рядом более взрослые дети. А на занятиях уже разные формы творчества, под каждый конкретный возраст. - Как вы понимаете, что дети усвоили материал? - Иногда очень интересно послушать свободную детскую беседу в процессе игры, когда они разговаривают между собой и не подозревают, что их слышит воспитатель. Они иногда такие интересные вещи обсуждают. В том числе, что видели на экскурсии и чему удивились. Родители дают обратную связь. Кстати, это вовлечение в процесс и родителей. Дети приходят и делятся впечатлениями с ними дома и через это некоторые взрослые меняют своё отношение к городу. Я считаю, что таким образом мы культивируем отношение к Омску не только у детей, но и у взрослых. По чуть-чуть меняем мир (улыбается). Я 10 лет руковожу детским садом. "Город Малышомск" существует же пять лет. И часто задаю себе вопрос: а зачем, а не зря ли? Не зря. Я вижу результат. Я считаю, что если я работаю в этом направлении и в целом вектор в обществе меняется в сторону принятия родного города, я на своём пути. В политике есть такое: человек голосует за того кандидата, в которого он что-то вложил - надежды, деньги, мысли - и я считаю, что ты начинаешь любить то, ради чего что-то сделал. Дети как губки - что вложил, то и получил. - Как пандемия повлияла на реализацию программы? - Нас выручил клуб "Учёный кот". В период пандемии они придумали виртуальные экскурсии. И мы можем смотреть и обучаться без перерыва, даже когда мы не сможем выехать. - Какой Омск для тебя? - В проект "Омск - Фактор Жизни" пришла с большим камнем на душе. В своё время я, как многие мои друзья, сверстники, одноклассники мечтала уехать из Омска. Это настолько у нас культивировалось. Чтобы быть успешным, надо отсюда вырваться. И я стала понимать, что, наверное, это не так. Неправильно так думать: что если я не уехала - я не состоялась. И чем больше я путешествовала по разным местам, я понимала, что хочу жить в Омске. Я люблю путешествовать, но возвращаться, жить и работать я хочу в Омске! Мне нравится в нём всё: и климат, и внешний облик, и дети с которыми я работаю. Подобное притягивает подобное. Когда я сама изменила своё отношение к городу, стала встречать людей, которые так же любят Омск. Около меня нет сейчас людей, которые говорят: "Омск - окраина мира". Может, это субъективное мнение, но мне кажется, Омск перестали считать серым и убогим, и всё больше жителей видят его красивым, уникальным, интересным и перспективным. Фото: личный архив татьяны Мирошниковой