Писатель Сергей Арно — о специфике петербургских авторов, 90-х и хороших книгах

Каждый писатель видит Петербург по-своему: мрачный Петербург Достоевского, золотой осенний Петербург Пушкина. А читатели, вдохновленные произведениями классиков, признают в этом городе столицу литературы. Заместитель председателя союза писателей Санкт-Петербурга, писатель Сергей Арно рассказал в интервью «Слово и Дело» о специфике творчества современных петербургских писателей и посоветовал к прочтению хорошие книги нашего времени.

Писатель Сергей Арно — о специфике петербургских авторов, 90-х и хороших книгах
© Слово и Дело

— Какие петербургские авторы сегодня заслуживают внимания читателей?

— Прежде всего, я посоветовал бы читать произведения современных авторов. У нас есть замечательные писатели, и непремиальные, и премиальные, которые получают большие литературные премии. Не премиальные, тем не менее, тоже заслуживают внимания, они очень интересные. Я даже не знаю, по какой причине их не награждают, возможно, они сами не интересуются конкурсами, мнением жюри и не отправляют работы.

Прежде всего, хочу назвать несколько довольно известных имен: это, конечно же, Александр Мелихов, Светлана Мосова, Валерий Попов. Хотя они уже заслужили признание, мне кажется, что пока их оценили недостаточно.

Есть еще Арина Обух — совсем молодая девушка, но безгранично талантливая. Советую почитать также книги Льва Наумова, Ирины Дудиной, Михаила Гаехо — крайне интересный писатель.

— Мы знаем, что недавно вы анонсировали выпуск собственной книги?

— Да, в пятницу, 26 февраля, как раз была презентация моей книги в Доме писателя. Это «История литературного процесса от дворца Шереметьевых до швейных мастерских». Период охватывает всю историю Союза писателей с 90-х годов по наши дни — тридцатилетний промежуток, о котором очень мало писали. В монографии рассказывается, как жили писатели все это время и почему Союз писателей раскололся на два — Союз писателей Санкт-Петербурга и Союз писателей России.

Я ждал, что эту книгу напишет кто-то их моих коллег. Лет десять я этого ждал. Но началась пандемия, и у меня оказалось достаточно времени возможностей, чтобы рассказать эту историю самостоятельно.

— Какие наиболее яркие моменты в истории этого периода можно выделить?

— Ярких моментов было очень много, не все даже вошли в книгу. Но из тех, что описаны в ней, можно выделить истории о жизни писателя Александра Володина или Владимира Уфлянда, который был другом и учителей Иосифа Бродского. Здесь же описана жизнь замечательного поэта Геннадия Григорьева, поэта-песенника Льва Куклина.

Интересно почитать о том, как жили советские писатели все эти тридцать лет. Потому что, когда началась перестройка, писатели оказались не у дел. Они не знали, что делать с этой свободой: вроде бы они могли писать все, что угодно, но тем не менее не понимали, что делать дальше. Они до перестройки жили в тепличных условиях, им и квартиры давали, и путевки в дома отдыха. И в этот переходный период они чувствовали себя детьми, которых надо опекать. Люди творческие в принципе нуждаются в опеке.

В то же время создавали премию братьев Стругацких (сейчас это самая крупная российская премия за произведения в жанре фантастика). И еще много чего — тема довольно обширная.

— Как прошла презентация?

— Прекрасно. Потому что там было довольно много людей, которые знали то время и те, кому было интересно узнать. Когда сегодня молодые авторы вступают в Союз писателей, они думают, что литература начинается с них. Что до них — десять, двадцать лет назад — ничего, кроме классики, не было. Поэтому моя книга еще в какой-то мере и просветительская.

— Интересный момент про распад Союза писателей на петербургскую школу и российскую. Чем же писатели из Санкт-Петербурга отличаются от остальных?

— Они безусловно выделяются в сравнении с писателями из других городов. Например, если взять Москву и Петербург — это и вовсе два литературных мира.

В Москву со всей России съезжаются люди, в том числе писатели. Поэтому там нет своей уникальной школы, своего литературного пространства, ауры. Там она разнообразная. А у нас есть именно литературная писательская школа, локальная. Взять в руки любое произведение - и сразу по первым десяти страницам станет ясно, петербуржец пишет эту книгу или нет.

Это интересно: Семен Альтов рассказал о таланте, предназначении человека и качествах писателя