Это не про любовь к родине, а про охваты и отчеты: мнение педагога о новом проекте «Патриотическое воспитание»

Разбираемся, что может ожидать наших детей в школах уже с этой весны. Скоро в российских школах появятся советники по воспитанию , которые займутся внеучебной деятельностью – то есть досугом детей. Эта программа будет реализовываться в рамках проекта «Патриотическое воспитание». Как ожидают чиновники, с ее помощью удастся отвлечь школьников от улицы и интернета, а также воспитать в детях уважение к родине. Однако для большинства родителей так и осталось загадкой, что входит в понятие «патриотическое воспитание». Специально для «Летидора» с документом проекта ознакомилась Тамара Евгеньевна Шапошникова – кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, психотерапевт Единого реестра Европы, действительный член Российского психологического общества и заведующая редакцией «Психология педагогика» издательского дома «Питер» – и поделилась с нами своими мыслями. У нашей страны есть прекрасный опыт воспитательной работы. Имя Антона Семеновича Макаренко известно во всем мире, на его опыт до сих пор ссылаются во многих странах. Традиции воспитания и создания воспитательных систем, заложенные А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинским , Ш.А. Амонашвили, Л.И. Новиковой, были ориентированы, в первую очередь, на формирование личности ребенка и опирались на гуманистические ценности. При этом мы помним, что система Макаренко сформировалась на территории нынешней России и Украины, система Сухомлинского на территории современной Украины, система Амонашвили на территории современной Грузии, а Новикова всю жизнь проработала в Москве. Но единство общечеловеческих ценностей, любовь к ребенку, уважение к его личности сделали их ориентиром для педагогов всей России. Цели, задачи и ориентиры, прописанные в проекте по патриотическому воспитанию, никакого отношения к гуманизации и формированию гуманных ценностей (и вообще ценностей) не имеют. Ключевые слова в этом проекте – ОХВАТ и ОТЧЕТ. О чем говорится в документе Если бы этот документ писали не чиновники из Министерства образования, а студенты педвуза, любой адекватный преподаватель отправил бы их переписывать, настолько не взаимосвязаны части этого документа. У документа по воспитанию не прописана методологическая база, не дано даже четкого понятия патриотизма . «Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и индивидуальности», – этот набор слов дан в качестве определения, данного в Глоссарии проекта. Мы видим, что понятие патриотизма – ключевое в данном проекте – не раскрыто. Еще интереснее читать определение патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины». То есть мы видим, что воспитание личности сведено к формированию оценочной позиции. Каким образом эта оценочная позиция вступает в «неразрывную связь» с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном не конкретизируется. Вся информация, характеризующая методы патриотического воспитания, собрана в одном абзаце вперемешку (приготовьтесь, сейчас будет много букв): «расширение и распространение юнармейских программ по организации отдыха детей и их оздоровления, патриотических экспедиций “Российское движение школьников” разработан и реализуется единый комплекс системы патриотического воспитания участников детских объединений, включающий в себя организацию и проведение Всероссийского конкурса “Большая перемена”, направленного на профориентацию учащихся через построение индивидуальных траекторий профессионального развития, вовлечение детей с признаками деструктивного поведения в детские объединения для искоренения такого поведения, а также адаптированные программы воспитания вне основного образовательного процесса с созданием отдельной инфраструктурной поддержки и c применением IT платформы и модульным медиацентром <...>. Подтверждение достижения результата будет осуществляться путем предоставления отчетов о реализации проектов и проведении соответствующих мероприятий». Мы видим здесь и юнармейские программы, и организацию отдыха, и профориентацию, и IT, и вовлечение детей с признаками деструктивного поведения. Все пускается под одну гребенку патриотического воспитания без конкретизации, осмысления особенностей, уточнений. Из 125 страниц документа только 18 претендуют на описание содержания проекта. Весь остальной документ является перечнем регионов с установлением «охвата» учащихся патриотическим воспитанием и уточнением финансирования, которое на осуществление данного охвата выделяется. Чего можно ожидать от этой программы: плюсы и минусы Итак, из всего этого можно сделать следующие предположения. Есть бюджет, который будет отправлен на «охват» и «отчеты». То есть в ближайшем будущем (документы обозначают сроки с текущего года до конца 2024) нас ждет большое количество массовых мероприятий. Они будут проводиться на самых разных федеральных и городских площадках, посвященных любого рода праздникам, дням отмечания, историческим персонам, и всему и вся, что можно отнести к «неразрывной связи» с историей, традицией, территорией и культурой своей страны. Участие в этих мероприятиях будет условно-добровольным. Возлагаться это будет, в первую очередь, на замдиректоров по воспитательной работе и классных руководителей, на которых и повесят необходимость осуществить охват, а потом зафиксировать его в отчетах. Правда, педагогам сулят премирование по результатам их отчетов в зависимости от охвата. Остается открытым один вопрос – при чем здесь воспитание? Воспитание предполагает: • личный контакт, беседу, общение, • организацию обсуждений, • формирование мышления и позиции, • формирование ценностей, • формирование рефлексии, • анализ поведения. Для этого в отечественной педагогике было разработано множество методов, ни о чем из этого опыта не сказано в проекте. Полезным в нем мне показался только пункт про развитие внутреннего туризма, но он не является универсальным методом воспитания. Вопросы воспитания все острее встают перед современными родителями и педагогами, они нуждаются в серьезном, вдумчивом обсуждении, подключении педагогики «диалога культур» и вообще диалога. К сожалению, представленный проект такими словами не оперирует. А для родителей, которых волнует воспитание их детей, в том числе патриотическое, мы с коллегами из издательства «Питер» рекомендуем правильную литературу. Авторов, ставших классиками отечественной педагогики, подробно и бережно изложивших основы патриотического и гуманистического воспитания: А. Макаренко, В. Сухомлинского, Н. Аникеевой. Фото: Visualrian.ru О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!

Это не про любовь к родине, а про охваты и отчеты: мнение педагога о новом проекте «Патриотическое воспитание»
© Letidor.ru