"Казанский Брейгель" рассказал, как спасти общество от интеллектуальной гибели

В Казани открылась выставка художника Простова-Покровского

"Казанский Брейгель" рассказал, как спасти общество от интеллектуальной гибели
© Реальное время

13 марта в галерее "Дом Арт" открылась персональная выставка Александра Простова-Покровского "Современное искусство". Более 30 лет художник путешествовал и работал в разных странах, но сегодня, раз и навсегда, как он заверил корреспондента "Реального времени", осел в Казани. Что его держит здесь, какие советы он дает начинающим живописцам и что нужно сделать для спасения общества от "интеллектуальной гибели" — в нашем репортаже.

Жена — больше, чем муза

На экспозиции представлена 51 работа художника, чуть меньше трети из них можно купить. "Гвоздь программы" — премьера триптиха "Апофеоз". На нем изображена многолюдная толпа на развалинах — все суетятся, каждый занят своим делом. И в каждой фигуре прослеживается характер и общее настроение — безнадега. Сам Александр Простов-Покровский уверен, что это и есть современное состояние общества во всем мире.

— Выйдите на улицу и посмотрите вокруг себя — вы и увидите этот триптих, только "живой". Тут никакой тайны нет, картина абсолютно адресная — она обо всех нас, все люди одинаковые — в России, Франции и Германии. Я объехал больше 10 стран и все равно вернулся в Казань. Мне здесь комфортно, потому что я нахожусь с любимым человеком. Это Светлана Мамлеева, архитектор и автор нашего театра кукол "Экият", реконструкции Казанского Кремля, — поделился с "Реальным временем" художник.

Сама подруга жизни Простова-Покровского тоже была на выставке и кратко ее открыла: "Я всегда мечтала встретить человека, с которым мне было бы приятно жить, а самое главное — гордиться им. Я горжусь моим супругом".

Кстати, юбиляр не считает ее своей музой.

— Если муза — то всего искусства, но категория музы слишком низка для нее, — объясняет он.

Спасительный выход

Художник с удовольствием философствовал о жизни, обществе и искусстве.

— Коронавирус — только одна из составляющих деталей машины, которая движется в пустоту, на мой взгляд. Выхода нет, общество должно погибнуть, чтобы возродиться снова — я имею в виду, в интеллектуальном, духовном отношении. Выход один — люди сами должны себя спасти, но нужно сначала осознать это. Я пишу для будущих людей и для тех немногих сегодня, кто понимает мои картины. А они о будущем, и в этом нет ничего страшного, — говорит Простов-Покровский.

Правда, с ним трудно согласиться, когда смотришь, например, на картину "Судьба": вельможа в средневековом костюме шествует горделиво, а за ним по пятам бредет усталый шут с иконой, на которой Спаситель изображен отвернувшимся. И в этом шаге героя полотна — художник прав, правдив и беспощаден — видится поступь современной власти. Но, может, кто-то видит себя, соседа, или просто непонятный, чуждый образ — ведь так просто "на зеркало пенять"?

Сны об Ирландии

Сам художник — собеседник умный, интересный и непосредственный, самоирония и открытость слышны в каждом слове. Этим же дышат и его картины — правда, на каждой из них каждый увидит что-то свое. Или не увидит вовсе.

Коллеги называют Простова-Покровского единственным в Казани "художником интеллектуального искусства". В его работах видны отголоски гениальных картин Босха и Брейгеля — из-за многолюдности и жутковатых порой образов. Чего стоит маленький, нецентральный персонаж на картине "Рождественская прогулка": пока компания торжественно несет подвешенного на палку, как добыча охотника, человека в шумный трактир, тот тихо сидит на жаровне с чайником на голове. Каждый по-своему готовит обед.

Или картина "Сон" — здесь явная отсылка к Сальвадору Дали. Недаром Простов-Покровский — единственный в России обладатель диплома и Кубка Международного альянса знаменитого коллеги. Хотя художник на этой картине изобразил Ирландию и мечты о ней:

— Это моя любимая страна, я постоянно возвращаюсь во снах в это мистическое государство, где живет очень прочный народ, достойная и сильная нация. Я просто в восхищении. Наверное, я и сам склонен к мистике. Я не совершаю усилий над собой, не выдумываю сюжеты своих картин. Они сами приходят ко мне, причем в таком количестве, что порой не знаю, как отбиться от них. Думаю, они рождаются в сердце, потому что если из головы приходит сюжет — он холодный, рациональный. А здесь он — летящий вверх. В картинах нужна стопроцентная правда от автора. Это же видеоряд, и очень легко обмануть. А поток лжи — катастрофа для окружающих. Возьмите соцреализм — это же огромные пирамиды самого натурального мусора. Так что молодым, начинающим художникам я бы посоветовал бросить эту затею и сломать кисти, если вы не можете дать стопроцентно точного восприятия правды.

"Без работы я не существую"

"Кисть художника рождена создавать свои миры, вне времени и географической привязки, без менторства и осуждения. Над ними можно поспорить, порадоваться, что они есть, или погрустить, но оставаться равнодушным невозможно", — уверена сотрудник галереи Ирина Стекольщикова.

Пресса не обижает вниманием художника, и пристальное внимание журналистов он считает "совершенно нормальным". Последняя выставка Простова-Покровского прошла в разгар карантина — онлайн, что совсем его не расстроило: "Я же все время выкладываю работы в интернете, для меня разницы не представляет, очно или заочно, можно и персональные выставки так организовывать — это нормально". Во время самоизоляции художник, по его утверждению, работал, как и обычно:

— Вся моя жизнь состоит из работы, без нее я просто не существую. Правда, после инсульта жизнь моя несколько изменилась — работоспособность снизилась. Если раньше я мог спокойно проработать 12 часов подряд, то теперь устаю после 6-7-часового рабочего дня. Хотя я рекордов на скорость не ставлю. Объемные полотна занимают у меня почти год работы, например.

"Из всего сделает праздник"

Теплые слова об Александре Простове-Покровском сказали и его друзья. Актриса Казанского ТЮЗа Нина Калаганова вспоминала совместную работу над спектаклем "Сычиха" по пьесе Надежды Глазовой. Народная артистка Татарстана посетовала, что ни у нее, ни в архиве театра не осталось ни одного эскиза художника, созданного к этой постановке. Художник Виктор Тимофеев неожиданно вспомнил, что дружит с юбиляром уже полвека:

— Я не знаю, что рисует Шура, но получается всегда праздник. Он его может сделать даже из распятия, потому смерть — это временно, а искусство — вечно. Мир останется миром, пока мы, все собравшиеся здесь художники, будем рисовать.

Сам Простов-Покровский признался, что от новой выставки ждет, прежде всего, понимания со стороны зрителя. Экспозиция будет работать в галерее "Дом Арт" до 8 апреля, а вечером 27 марта и в день закрытия он проведет двухчасовые творческие встречи с посетителями.

1/27 Ринат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат НазметдиновРинат Назметдинов