Отцы, дети и долги
Фабула
Действие происходит в США, в семье Куперов. Придя на обед к родителям, дети узнают неприятную новость - родители вынуждены расстаться с домом из-за задолженности банку. Оплачивать жильё для родителей в складчину дети не хотят, и начинаются споры - куда деть мать и отца. Старики становятся в тягость своим детям. Старикам, прожившим 50 лет вместе душа в душу, приходится расстаться навсегда.
Множество вариаций
История киносценария Вины Дельмар такова: в начале 30-х годов в Америке Джозефина Лоренс написала роман «Долгие годы», по роману был снят фильм, автором киносценария стала Вина Дельмар. А в 60-х по этому фильму Кирилл Рапопорт написал пьесу «Дальше - тишина…». Этот спектакль 1978 года был очень популярен в Театре имени Моссовета, главные роли в нём исполнили Фаина Раневская и Ростислав Плятт. В течение тринадцати лет постановку сопровождал неизменный успех. Сейчас этот спектакль можно запросто найти на просторах интернета.
Сегодня за киносценарий Вины Дельмар взялся режиссёр Роман Самгин, хорошо знакомый омским театралам. В настоящее время в репертуаре Омской драмы есть две его постановки: «Лев Гурыч Синичкин» (2018 год) и «Правда - хорошо, а счастье лучше» (2016 год). А в архиве театра - спектакль «Торжество любви» по пьесе Пьера Карле Мариво, который был снят с репертуара после пяти лет успеха.
Главные роли родителей в спектакле «Дальше - тишина...» Омской драмы исполняют народная артистка России Валерия Прокоп и народный артист России Валерий Алексеев. Как признался режиссёр Роман Самгин, пьесу предложил ему театр, и поначалу он не был воодушевлён этой идеей.
Из первых уст
Режиссёр-постановщик Роман Самгин:
- Я какое-то время сомневался, но потом прочитал текст и подумал, что да, это сегодня может прозвучать. Я сам недавно купил квартиру в ипотеку и понял, что мне 25 лет её выплачивать. Неизвестно, доживу ли я. А если со мной что случится, я тоже окажусь на улице, как главные герои. Когда эту пьесу ставили у нас в 70-х годах, мне кажется, до конца люди не понимали остроты проблемы, потому что тогда не было банков, ипотек, кредитов. Советское государство более или менее гарантировало спокойную, нормальную жизнь. Вторая интересная тема - это отношения людей. Бывают такие пары, которые прожили в любви всю жизнь, наверное, мы все об этом мечтаем. У меня был такой пример - сестра моего дедушки и её муж. Они встретились в юности, прожили вместе всю жизнь и сохранили до 90 лет невероятно трепетное отношение друг к другу. Как люди так совпали? Как сумели договориться?
В этом спектакле также есть очень мощная эмоциональная тема, которая лично меня задевает и, может, заденет и зрителя, - невыполненные обязательства перед нашими родителями. Мы все недостаточно хороши со своими близкими. Поток повседневной жизни уносит нас, заставляет тратить слишком много сил, и нас не хватает на то, чтобы мы в полной мере отдали долги своим родителям.
Народный артист России Валерий Алексеев (Купер Барклей, отец):
- Когда мне дали почитать эту пьесу, я сразу её воспринял. Очень высокое качество материала, хорошие диалоги, персонажи, которые я проецировал на себя. Взаимоотношения отцов и детей - это проблема, которая существует по сегодняшний день. Костюмы меняются, суть остаётся.
В какой-то момент родители становятся для нас как отрезанный ломоть, а у нас появляются свои проблемы и свои дети. Это мешает, появляется непонимание. Родители живут в том, другом времени, и возникает конфликт. Кто-то может через эти конфликты переступить и удержаться. Но чаще всего, насколько я понимаю и вижу, этого почти никогда не получается.
Когда я прочёл, я помню своё ощущение - знаете, это душевное очищение. В какие-то моменты наворачивались слёзы, когда я читал. Да, я и раньше слышал об этой пьесе. Но это были 70-е годы, и оказалось, что сейчас эта пьеса более актуальна, чем в то время.
Очень сложно шёл финал, очень трудно. Репетировали до десяти вечера. Потом бессонная ночь - тексты крутятся в голове, глаза крутятся. Я говорю Прокоп: «Что-то я две ночи плохо сплю», а она отвечает: «Ха, я уже две недели без сна». Конечно, так происходит далеко не всегда. Это тяжёлая история, и она попала прямо в душу.
Лариса Свиркова (Кора, дочь четы Барклей):
Уже третий раз мы с Романом Самгиным вместе работаем, и каждый раз Роман Савельевич меня видит с другой стороны. Я не вижу, а он видит, за это ему большое спасибо. Для меня эта роль на сопротивление. Отношения отцов и детей - это очень сложно. И это сложные актёрские процессы, которые нужно принять, оправдать для себя. Здесь прямо противоположная ситуация моему мировоззрению. Мне как человеку очень сложно перестроиться на такие отношения между родными людьми, когда мне нужно кричать на Валерия Ивановича. Но как актрисе мне это интересно - пощупать, как у нас говорят, поиграть с этим. Моя героиня разная, мы все живые люди и в разных ситуациях ведём себя по-разному. А иногда и не знаем, как себя повести. Не зря говорят, не зарекайся и никогда не говори «никогда».
Постановщики осовременивать спектакль актуальными интерьерами и костюмами не стали. Стиль постановки - очаровательное ретро, 30-е годы.
Ирина Романова