Войти в почту

Соавтор Агнии Барто: библиографическая редкость в Музее Зеленограда

В фондах Музея Зеленограда хранится небольшое, но интересное собрание детских книг. Они поступали в музей разными путями: как правило, дарились зеленоградскими авторами (так появились в фондах книги Андрея Усачёва, Владимира Лактионова, Максима Терехова и других) или же передавались в составе фонда того или иного человека. В фонде музея хранится и в 2020 году была представлена на выставке «Попавшие в переплет» детская книжка «Девочка чумазая». Одноименное стихотворение, которое легло в основу книжки, датируется примерно 1930 годом и относится к ранним произведениям Агнии Барто (1901– 1981). Впрочем, у этого стихотворения, как и у двух других – «Девочка-ревушка» и «Считалочка» – был соавтор: ее первый супруг, орнитолог и детский поэт Павел Николаевич Барто (1904–1986), с которым Агния познакомилась, занимаясь в балетной студии. Забавное и поучительное стихотворение «Девочка чумазая» многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали Вера Ивановна Иванова, Анна Казимировна Боровская, Наум Иосифович Цейтлин. Наша книжка – 1948 года издания. Она поступила в музей в 2007 году из семьи жительницы Зеленограда Ирины Владимировны Ермак, внучки художницы Веры Сергеевны Кизевальтер (1899–1982). Вера Сергеевна была разноплановым художником: помимо пейзажей, портретов и натюрмортов (преимущественно в технике акварели), она рисовала для детских журналов, создавала эскизы росписи изделий на Дулевском фарфоровом заводе и даже занималась разработкой мебели для детских садов вместе с художницей Еленой Александровной Афанасьевой. Кизевальтер много работала в области книжной графики. В частности, вместе с Еленой Афанасьевой она проиллюстрировала и эту книгу. Внимательные читатели могут разглядеть, что буква «П» в верхней части обложки напечатана будто бы неровно. Действительно, первоначально тираж был напечатан с указанием только одного автора – Агнии Барто. Затем эту ошибку постарались исправить, допечатав инициалы и фамилию соавтора Павла Барто, однако, по-видимому, это удалось сделать не везде, и встречаются издания как с одним (чаще), так и с двумя авторами. И та, и другая книга являются библиографическим курьезом, и потому, несмотря на громадный по нынешним временам тираж в 150 тыс. экземпляров, их можно считать библиографической редкостью. Мария АКИМОВА, старший научный сотрудник Музея Зеленограда

Соавтор Агнии Барто: библиографическая редкость в Музее Зеленограда
© Префектура Зеленоградского административного округа